Получи документы

Методика формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в технике «коллаж»

Юлия Ильина
Методика формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в технике «коллаж»

Одним из значительных средств художественной живописности изобразительного искусства является цвет. Развитие и восприятие чувства цвета детьми в изобразительной деятельности изучали педагоги и психологи Н. В. Дубровская, Е. И. Игнатьев, З. М. Истомина, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Е. А. Флёрина и другие. Труды деятелей науки в данной области обосновывают важность создания педагогических условий по формированию чувства цвета у детей. При рассмотрении условий реализации такой задачи в детских садах были вывялены некоторые противоречия.

Публикация «Методика формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в технике „коллаж“» размещена в разделах

Палитра цветов в детском саду на занятиях не многообразна. Как правило, для группы закупается цветная бумага, состоящая из 8-10 цветов. В связи с этим не всегда удается передать колорит и живописность объекта. Дети передают только внешнее сходство с предметом. Такая деятельность ведет к шаблонности изображения и непониманию тех задач, которые должны решаться еще и в цветовом аспекте. Отсюда вытекает более сложная проблема в данном виде художественной деятельности – формирование чувства цвета. Для повышения качества и достижения более продуктивного подхода в формировании чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста может послужить особый вид аппликации – коллаж.

Что же такое коллаж? Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Я предполагала, что работа в технике «коллаж» будет проходить эффективно при следующих педагогических условиях:

• накоплении и расширении объема знаний старших дошкольников в области цветоведения;

• включении в занятия творческих заданий по цветоведению, игровых элементов, дидактических игр;

• применении в работе с детьми разнообразных художественных материалов

• разработки серии занятий по формированию чувства цвета посредством техники «коллаж» у старших дошкольников.

Спроектированная нами серий занятий по формированию чувства цвета в технике «коллаж», ориентирована на активизацию развития способностей восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Передо мной стояли следующие задачи:

формировать эстетические потребности: видеть красоту окружающего мира, отображать свои наблюдения с помощью доступных художественных средств;

• закреплять умения различать основные, составные, ахроматические цвета и оттенки, видеть разные по насыщенности;

• учить экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом;

сформировать изобразительные и технические умения в процессе работы с различными художественными материалами;

• учить достигать выразительности аппликационного образа при работе с разнофактурной бумагой, используя технику «коллаж»

В работе с детьми использовались традиционные методы обучения, включающие в себя игровые приё мы:

• наглядные

• словесные

• практические

Практическая значимость данной работы заключается в развитии способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними; в развитии умения детей создавать художественные образы. Также работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

Развитие творческих способностей и чувства цвета у дошкольников требует реализации определенных принципов:

- От простого к сложному.

- Принцип наглядности.

- Принцип индивидуализации.

- Связь обучения с жизнью.

Материал, используемый для создания коллажа, доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту.

Перед началом работы я провела диагностику Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета. Результаты вы можете видеть на экране.

Работа рассчитана на 9 месяцев и состояла из 9 серий заданий. Мы сейчас работает над шестой серией, и впереди у нас еще 3 серии заданий. Каждая серия имеет свою цель и состоит из освоения цветовых гармоний в технике коллаж. В начале недели проводятся игровые упражнения и дидактические игры, беседы, показы по сообщению детям новых знаний и первоначальному ознакомлению с цветовыми гармониями. Затем проводятся занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование у детей умение работать с цветом, осуществляя постепенный переход от знаний к умениям применять их. Для повышения качества усвоения детьми материала и стимулирования их творческих проявлений в ходе занятий я предлагаю дошкольникам игровые приёмы.

Свою работу я начала с ознакомления детей с техникой «коллаж», затем формировала навыки, связанные с умением подбирать цвет, используя разнофактурную бумагу, постепенно приобретая новые знания и умения, обеспечивающие передачу гармоничных сочетаний цветов и их оттенков.

1 серия заданий «Знакомство с техникой коллаж». Я ставила следующие задачи:

• знакомить детей с техникой коллаж;

• учить работать с цветом им и выделять его многообразие;

• развивать наблюдательность при рассмотрении объекта, видеть его цвета и развивать цветовые переходы;

• учить передавать многогранность цвета увиденного объекта, составлять выдержанную композицию, обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей.

Серия включала три занятия: «тыква», «ананас», «фруктовый натюрморт».

Чтобы сконцентрировать внимание детей на цветах окружающей нас действительности, я ввела практику цветного дня. Используя цветовой круг, дети выбирали один из его цветов и посвящали ему день - делали выставку предметов определенного цвета, выполняли творческие задания, используя данный цвет.

Далее перешли к коллективной работе– «Тыква».

На занятии «Ананас» задачей детей было передать реальный цвет ананаса, заполняя эскиз цветной бумагой. Я представила несколько образцов. Многие дети в своих работах старались повторить слои оттенков от более светлого вверху до более тёмного внизу.

Вторая серия заданий «Первичная гармония» была направлена на формирование интереса к истории возникновения цвета, способности составлять композицию, используя ограниченную цветовую палитру. Серия включала в себя два занятия: «Натюрморт» и «Показ мод». Знакомить детей с первичной триадой цветов я начала с рассказа об истории её возникновения. Что когда-то давно человек знал только 3 цвета : чёрный, белый и красный.

Мы рассматривали иллюстрации, где использовались только эти цвета, выделяя при этом, что несмотря на свою цветовую ограниченность, иллюстрации выглядят очень яркими и спокойными одновременно. Дошкольники, представив себя в роли художников и вооружившись только этими цветами, рисовали сюжеты по собственному выбору. Было видно, что дети не привыкли к такому ограничению. Для развития способности составлять композицию, используя ограниченные цвета, я предложила составить натюрморт из заранее вырезанных цветов расположив их на белом, черном или красном фоне.

3 серия заданий «Основные цвета» - подразумевала ознакомление дошкольников с основными цветами : синий, красный и жёлтый, и их возможностями. Серия включала два занятия - «Подводный мир» и «Бабочка».

С помощью сказки о трех кисточках, мы повторили какие цвета получатся, если смешать остальные.

В ходе занятий рассматривали репродукции картин П. Мондриана «Ветряная мельница в солнечном свете», «Красное дерево», «Бродвей буги-вуги».

Следующим заданием было практическое. Из разнообразия изобразительных материалов нужно было составить «Подводный мир». Дети хорошо справились с заданием. В своем сюжете они использовали картон, цветную бумагу, бусинки, салфетки. Работа получилась яркая и интересная.

Четвертая серия заданий «Теплые и холодные цвета» должна решить следующие задачи:

• раскрыть понятия «теплые» и «холодные» цвета; показать их разнообразие;

• научить детей замечать их в окружающей действительности;

• применять их осознанно в продуктивной деятельности;

• продолжить знакомство с цветовым кругом из 12 цветов.

Серия состояла из 3 занятий: «Фея цветов», «Портрет Зимы», «Портрет Осени».

В начале серии занятий детям предложили игровое упражнение «Четвертый лишний», им было необходимо определить какой цвет лишний, где 3 цвета были связаны общим признаком «холодный цвет», а четвертый «теплый цвет» - лишний.

Использовали игру «Собери радугу», «Заполни коробочки». В последней игре с помощью журналов мы подготавливали материал для дальнейшей работы – в одну коробочку «теплые» цвета, а во вторую «холодные». Затруднение вызывал зеленый цвет, детям непонятно было, в какую коробочку его положить.

В ходе пятой серии заданий «Монохроматическая гармония» решались следующие задачи:

• раскрыть богатство зеленого и красного цветов;

• познакомить с понятием «тон»; развивать способность составлять сюжет, используя только один цвет;

• учить передавать многогранность цвета увиденного объекта средствами техники «коллаж».

Серия включала в себя занятия «Елочки» и «Божья коровка».

На занятиях серии использовали дидактическое упражнение «Лужайка». Нужно было по всей группе собрать зеленые предметы и выложить их на белый ватман. Так у нас вышла живописная лужайка, где прослеживались разные оттенки цвета.

Сейчас работаем над Шестой серией «Дополнительная гармония» состоящей из занятий «Модельеры» и «Контрастные цвета в природе» и подразумевающей решение следующих задач:

• знакомить с цветами и их оттенками, занимающими противоположные позиции в цветовом круге; формировать знания о контрастных цветах;

• использовать цветовой круг из 24 цветов, выполняя практические задания;

• развивать способность составлять образы, используя контрастные цвета;

• находить контрастное сочетание цветов в одежде и живой природе путем наблюдения.

В течение недели будет организована различная деятельность: рассматривание журналов мод, отыскивая моделей в одежде контрастных цветов, а потом будем одевать моделей сами; рисовать, подбирая контрастные сочетания цветов с помощью цветового круга. Для детей эти задания будут интересны, так как давали свободу действий.

В седьмой серии «Третичная гармония» планируется два занятия: «Натюрморт» и «Модельеры». Мы будем решать следующие задачи:

• раскрыть понятие «третичная гармония»;

формировать умение сочетать три цвета (оттенка, расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге;

• активно использовать в работе пособие по цветоведению – цветовой круг с треугольником.

В этой серии мы с ребятами будем упражняться подбирать удачные сочетания из трех цветов, находить их в окружающем мире.

Восьмая серия «Ахроматические цвета» была разработана с целью ознакомления с разнообразием ахроматических цветов и вклюет следующие задачи:

• раскрыть понятие «ахроматические цвета»;

• закреплять понятие «тон»; показывать разнообразие ахроматических цветов;

• развивать способность составлять композицию, используя данную цветовую палитру.

В серию входит 2 занятия: «Горы» и «Портрет Кота».

В начале недели планирую упражнения – на газете растяжку цвета от светлого к темному, используя гуашь. Потом использовать эти материалы на занятии «Горы».

«Портрет Кота» выполнять из журнальных вырезок, используя темные цвета для фона, а светлые для переднего плана.

В ходе девятой серии «Пастельные тона» реализовывать следующие задачи:

• учить составлять натюрморт из пастельных цветов;

формировать умение получать пастельные тона;

• продолжать развивать художественный вкус.

Серия включает в себя занятия «Натюрморт» и «Весна».

На предварительном упражнении дети будут разбавлять цвета гуаши белым цветом и самостоятельно готовить цветную бумагу в пастельных тонах. Также использовать журналы как тренажеры, находя в них нежные оттенки разных цветов, вырезая их для использования на следующем занятии.

Была организована работа с родителями: родительские клуб, мастер-классы, консультации, в ходе которой говорилось о важности формирования у детей чувства цвета, необходимости обращать внимание на цветовую окраску окружающего мира. Говорили, как эти знания могут пригодится в будущем: в создании интерьеров, выборе одежды. Родители с удовольствием погрузились в работу и вынесли каждый для себя новое и интересное. В дальнейшем, рассматривая детские работы, родители стали замечать не только сюжет, но и цветовое решение.

Свой опыт я распространяю на педагогических сайтах, семинарах в своем саду. С работами детей в технике коллаж мы участвуем в конкурсах и занимаем призовые места.

Как видно на результатах промежуточной диагностики, проделанная работа значительно расширила знания детей о цвете – значительно повысились высокий и средний уровень, и понизился низкий. Большинство детей теперь выкладывают цвета радуги в нужном порядке, знают и различают теплые и холодные цвета, определяют и сравнивают цвета объектов их частей, находят объекты заданного цвета в пространстве, строят сочетания по образцу и по замыслу, стараются достичь выразительности аппликационного образа, используя различные материалы.

В результате занятий по изобразительной деятельности дошкольники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы и даже внешнего вида человека и помещения, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его творческой активности и повышению художественной независимости. Творческая активность также проявилась в умении планировать свою работу. Дети научились задумывать сюжет, находить способы его реализации, думать о последовательности своей работы и достигать результатов. Но моя работа на этом не окончена, мы продолжаем работать в данном направлении, тем более, что ребятам это очень понравилось.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Коллаж «В мире много сказок» — коллективная творческая работа и пособие для детей старшего дошкольного возрастаКоллаж «В мире много сказок» — коллективная творческая работа и пособие для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: создание условий для закрепления детьми, названий сказок, приобщать детей к художественной литературе, к чтению, развивать.

Коллаж «Безопасное лето!» Коллективная творческая работа и пособие для детей старшего дошкольного возрастаКоллаж «Безопасное лето!» Коллективная творческая работа и пособие для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: создание условий для закрепления детьми, правил безопасного поведения в летнее время, формировать основы безопасного.

Лэпбук «Азбука цвета» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Азбука цвета» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие (лэпбук) «Азбука цвета» рекомендуется использовать как воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной, групповой.

Мастер-класс «Коллаж «Березовая роща» с использованием газет для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Коллаж «Березовая роща» с использованием газет для детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс: «Березовая роща» в технике коллаж Автор: Процук Рената Николаевна Возраст: старший дошкольный возраст Описание работы: Данный.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности, то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.

Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности: то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.

Автор публикации:
Методика формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в технике «коллаж»
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 05:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД