Лучший педагог года

Методика исследования речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Валерия Блохина
Методика исследования речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Дагностика исследования речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Л. С. Волкова).

I блок

1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.

1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т. д.).

ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА

ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА

БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА

КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА

Публикация «Методика исследования речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА

СА-ША-СА, ША-СА-ША

ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША

ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ

СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА

РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА

ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА

2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

КОТ-ГОД-КОТ

ТОМ-ДОМ-ТОМ

ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА

ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ

Критерии оценки:

5 баллов – очень высокий уровень: все задания точно воспроизводятся;

4 балла – высокий уровень: имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла – средний уровень: задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;

2 балла – низкий уровень: большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно-слоговые (словесные) пары;

1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.

II блок

2. Дифференциация звуков в произношении слов.

1) Инструкция: повтори пары слов.

КРЫША-КРЫСА

РОЖИ-РОЗЫ

ЧЁЛКА-ТЁЛКА

ЦАПЛЯ-САБЛЯ

КАСКА-КАЧКА

ЧЁЛКА-ЩЁЛКА

ГАЛЬКА-ГАЙКА

ГАЛКА-ГАЛЬКА

РАК-ЛАК

МАРКА-МАЙКА

МОРЯК-МАЯК

ПОЧКА-БОЧКА

ДОЧКА-ТОЧКА

КОСТИ-ГОСТИ

МЫШКА-МИШКА

КОСА-КОЗА

2) Инструкция: повтори за мной предложение.

СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.

СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.

РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.

ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.

ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.

У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.

ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.

В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.

Критерии оценки:

5 баллов – очень высокий уровень: все задания выполняются верно;

4 балла – высокий уровень: встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);

3 балла – средний уровень: задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;

2 балла – низкий уровень: задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;

1 балл – очень низкий уровень: неадекватные ответы, отказ от выполнения.

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.

1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно – не хлопай.

Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ

ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ

ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА

СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА

2) Инструкция: повтори за мной предложения.

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.

НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.

Критерии оценки:

5 баллов – очень высокий уровень: все задания выполняются верно;

4 балла – высокий уровень: часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

3 балла – средний уровень: ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла – низкий уровень: часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.

III блок

4. Звуковой анализ слов.

1) выделить первый и последний звуки в словах:

АИСТ-ОСЛИК-УГОЛ;

2) назвать все звуки в слове по порядку:

РЫБА-МУХИ-КОТИК-ЖАБЫ;

3) определить количество слогов в слове:

ДОМ-РУКА-МЕТРО-КЕНГУРУ;

4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:

2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;

5) добавить звук в словах:

ВОР-ДВОР, ВОЛ-ВОЛК, ЁЛКА-ТЁЛКА;

6) заменить звук в словах:

СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.

Критерии оценки:

5 баллов – очень высокий уровень: правильно выполняются все задания;

4 балла – высокий уровень: единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла – средний уровень: правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2 балла – низкий уровень: правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;

1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.

5. Звуковой синтез слов.

Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.

1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с, и воспроизвести его слитно:

Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;

2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал, и воспроизвести его слитно:

К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;

3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:

Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.

Критерии оценки:

5 баллов – очень высокий уровень: правильно выполняются все задания;

4 балла – высокий уровень: единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла – средний уровень: правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);

2 балла – низкий уровень: правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;

1 балл – очень низкий уровень: задания не выполняются.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:

5 уровень (очень высокий) – 100% (25 баллов)

4 уровень (высокий) – 80-97% (20-24 балла)

3 уровень (средний) – 40%-79% (10-20 балла)

2 уровень (низкий) – 13%-39% (4-10 баллов)

1 уровень (очень низкий) – 12% (3 балла)

Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонетико-фонематического восприятия :

5 уровень – развитие фонетико-фонематического восприятия выше нормы;

4 уровень – развитие фонетико-фонематического восприятия восприятия в норме;

3 уровень – развитие фонетико-фонематического восприятия восприятия чуть ниже нормы;

2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонетико-фонематических процессов.

Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.

Приложение Б

Результаты эмпирического исследования

Таблица 1 – Уровень умения отражать воспроизведение рядов слогов и слов у детей старшего дошкольного возраста

№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень

1 Кристина +

2 Екатерина +

3 Роман +

4 Елена +

5 Евгений +

6 Дарья +

7 Эдуард +

8 Анастасия +

9 Лиана +

10 Софья +

11 Яна +

12 Юрий +

Всего 0 3 5 4 0

Таблица 2 – Уровень умения дифференцировать звуки в произношении слов у детей старшего дошкольного возраста

№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень

1 Кристина +

2 Екатерина +

3 Роман +

4 Елена +

5 Евгений +

6 Дарья +

7 Эдуард +

8 Анастасия +

9 Лиана +

10 Софья +

11 Яна +

12 Юрий +

Всего 0 0 5 7 0

Таблица 3 – Уровень умения различать на слух оппозиционные фонемы на материале слов и предложений у детей старшего дошкольного возраста

№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень

1 Кристина +

2 Екатерина +

3 Роман +

4 Елена +

5 Евгений +

6 Дарья +

7 Эдуард +

8 Анастасия +

9 Лиана +

10 Софья +

11 Яна +

12 Юрий +

Всего 1 1 5 3 2

Таблица 4 – Уровень умения выполнять звуковой анализ слов у детей старшего дошкольного возраста

№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень

1 Кристина +

2 Екатерина +

3 Роман +

4 Елена +

5 Евгений +

6 Дарья +

7 Эдуард +

8 Анастасия +

9 Лиана +

10 Софья +

11 Яна +

12 Юрий +

Всего 1 2 5 4 0

Таблица 5 – Уровень умения выполнять звуковой синтез слов у детей старшего дошкольного возраста

№ Ф. И. уч-ся Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень

1 Кристина +

2 Екатерина +

3 Роман +

4 Елена +

5 Евгений +

6 Дарья +

7 Эдуард +

8 Анастасия +

9 Лиана +

10 Софья +

11 Яна +

12 Юрий +

Всего 0 2 6 4 0

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика исследования речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 4 марта 2024 в 11:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД