Лучший педагог года

Методика обучения чтения детей с ЗПР

Марина Воробейчук
Методика обучения чтения детей с ЗПР

Методика обучения чтения детей с ЗПР.

Практика показывает, что с каждым годом растёт количество детей, испытывающие трудности при обучении чтению.

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. У детей с ОВЗ трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны нарушениями пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации,моторики, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, слухоречевой памяти, бедностью словаря, несформированность лексико-грамматического строя.

Публикация «Методика обучения чтения детей с ЗПР» размещена в разделах

Дети с ОВЗ не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренном учебной программой. Часть из них не знают некоторых букв, медленно,по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки. Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. Не понимают прочитанное. Быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок.

Проанализировав методики Н. А. Зайцева, В. Воскобович, М. Монтессори, О. Соболевой, Н. Жуковой я пришла к выводу, что рекомендованные методы наиболее эффективны, дают положительный результат. Дидактический материал, предложенный авторами,интересен, доступен, понятен, побуждает интерес к занятиям.

В практике обученеия чтения детей с ЗПР я использую все известные методики. Таким образом складывается определенная технология обучения чтения, с опорой на состояния психических функций, памяти, речевого развития, общего развития обучающего с ЗПР. Так же я использую разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир- на глаз, на слух и на ощупь.

Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание, мышление, память,любовь к сказкам.

Учитывая классификацию методов обучения чтению : звуковой, звуко-буквенный метод, слоговой; метод целых слов, метод целых предложений; аналитико-синтетические (смешанные, сформированы этапы работы.

- подготовительный

Прежде всего необходимо провести работу, на развитие пространственных представлений (лево-право).Далее формирования понятия слово- предмет.

Для этого можно прочитать слово и показать его картинку.

-закрепление знаний о буквах

Детям с задержкой в психическом развитии очень трудно запомнить все буквы русского алфавита. Даже после многократного изучения и повторения, не знают буквы, путают их с похожими по графическому образу.

Для закрепления изученной буквы я предлагаю ребенку слепить её из пластилина, выложить из счетных палочек, шнурка, вырезать из бумаги, нарисовать букву в воздухе. А так же угадать заштрихованную букву, зачеркнуть её в ряде других букв. Наибольший интерес детей вызывает задание -угадай букву на ощупь. Детям предлагаются буквы,вырезанные из разных материалов (пластмассовые, резиновые, сшитые из ткани, изготовленные из поролона, линолеума).

Теперь необходимо ввести понятие звук- буква. Важно показать разницу в произношении,подчеркнуть артикуляционный уклад.

На данном этапе работы возникает необходимость повторения или закрепления знаний детей о гласных и согласных. Для этого использую различные игры "посади буквы в пароходики", "чемоданчики","цветочная поляна".

Упражнение "Читать по слогам - Твердые и мягкие согласные" - это задание учит ребенка различать твердые и мягкие согласные, составляя слоги. Начинать занятие с ребенком нужно такими словами: "Часто в гости к гласным звукам приходят согласные. Тогда они поют вместе, и с гостями-согласными происходят необычные вещи. Какие? Сейчас узнаем.

"Сегодня наши с вами друзья решили отправиться в долину букв. Каждая гласная буква там была красивым цветком, а каждая согласная — узором, выложенным из драгоценных камней. Вдруг Тим заметил, что когда два цветка распускаются вокруг камня в форме буквы З, камень превращается в пчелку и начинает жужжать. З-З"

-работа со слогами

Первое с чего необходимо начать работу научить слиянию двух букв. Чтение слов по образцу (по обучающей карточке) с использованием звуко-буквенного анализа, позволяющего учащимся самостоятельно вывести правило чтения. Обучающая карточка включает ключевое слово с выделенными в нем с помощью цвета изучаемой буквы или буквосочетания и картинку, иллюстрирующую ключевое слово, звуковая форма которого была усвоена предварительно. Таким образом, устное опережение формирует навык чтения на знакомом лексическом материале. После прочтения слова вслед за логопедом либо самостоятельно следует звуко-буквенный анализ, который может осуществляться с использованием разрезной азбуки. Например, логопед произносит слово и спрашивает, сколько звуков в данном слове, затем показывает (пишет) ключевое слово и просит соотнести количество букв с количеством звуков. После этого с помощью разрезной азбуки буквы, соответствующие звукам, размещаются в пустых ячейках. В процессе данной работы учащиеся самостоятельно либо с помощью логопеда выводят правило чтения буквосочетания.

Много внимания следует уделять выработке слитного чтения,так как такая структура слова проста и проработана со слогами по слоговым таблицам. (ком, лом, сом) .Слоговые дорожки могут быть оформлены в виде гор, парашютистов и тд. Слоги с «окошками» с движущими полосками.

На специальных кубиках ребенок видит все часто употребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

Читаем по слогам с помощью карточек для вырезания. Представляем слоги-карточки для обучения ребенка чтению по методике Зайцева, которые вы можете скачать, распечатать на принтере и использовать для обучения ребенка чтению. Гласные и согласные звуки выделены разным цветом, это помогает малышам различать их зрительно. В дальнейшем они смогут их различать автоматически. С помощью букв-слогов дети учатся составлять слова (не умея читать).

Задание "Типы слогов - Написание слогов по заданному правилу" приучает ребенка видеть, из каких букв состоят слоги. К тому же такое задание стимулирует способность ребенка выполнять действие по определенному правилу.

Занятие "Подбери слово к слогам" - это занятие на зрительный разбор слов (т. е. не записывая его слоги, а только взглядом найти в слове нужный слог). Здесь мы читаем по слогам слова, чтобы найти в них заданный слог. Начинать занятие "Найди слова со слогом" нужно такими словами: "Давай опять играть в почтальона. Но теперь в доме с конвертом находится слог, а в других домах - целые слова.

Учим слоги "Логический домик" - это упражнение не только развивающее навыки чтения, но и тренирует логическое мышление ребенка. Начинаем занятие такими словами: "Этот дом для слогов недавно построили, жильцы еще не вселились. Давай займемся их заселением.

Слоги для чтения "Ступеньки" - это занятие для тренировки навыков чтения по слогам с помощью специальных "ступенек". Начинать занятие с ребенком нужно такими словами: "Перед тобой ступеньки, на них стоят слоги. Посередине лесенки сверху вниз столбиком идут цифры - от 1 до 10.

Необычная таблица слогов для обучения чтению поможет обучающему научиться составлять слоги с помощью необычной таблицы-домика, в окошках которого живут слоги. Заполняя пустые окошки - ребенок поймет принцип составления слогов из гласных и согласных букв.

Составить слово из заданных слогов-пазлов "Домик животных" - это занятие, в котором ребенок должен собрать не просто картинку-домик, но и сделать это так, чтобы слова, нарисованные на домике совпадали друг с другом.

Такая работа способствует прочной взаимосвязи между зрительным и речедвигательными образами слогов и слов.

Подставь недостающую букву вместо точек. Составление слова из слогов., слоговое домино, упражнения на добавление букв в начале слова, буквы перемешались. Составь слово из букв, какой слог лишний, какого слога не стало.

Прочитай по первым буквам, отгадай слово по звуковой схеме,

Логопед так же должен работать над развитием фонематических процессов, звуко-буквенным по числу букв в слове.

Ученик читает слово, а затем трансформирует его. Такие упражнения помогают выработать навык чтения, улучает запоминание букв.

Интересное задание- ламинированные карточки, на котором изображена картинка, название которой напечатано черточками

-работа на уровне слов, предложений

В дальнейшем работа по обучению чтению направлена на составление предложений: дописать предложения, пропущенная слово в предложении, определение границ предложений исправь предложение (коза принесла сено Маше,составление словосочетаний.

Забавный попугаи

Забавная зайка

Забавные коза

Можно предложить детям такие варианты введения правил чтения.

• На поляне возле озера растут необычные цветы. Они удивительны тем, что на каждом из них написано слово. Все слова, как и цветы, очень похожи — в них есть одинаковый звук [а]. Этот звук ты узнаешь по двум буквам. Обведи эти буквы и прочитай.

Теперь читаем по слогам, вставляя нужные буквы в слова. Задание по чтению "Составление слов из слогов" - это занятие, стимулирующее желание ребенка учиться читать. А делать он это будет при помощи составления слов, добавляя всего лишь одну букву к каждому заданному слогу.

Задание "Стечение согласных в словах - Учимся читать правильно" - это уже более глубокое закрепление навыков чтения, которое очень пригодится ребенку в современной школьной программе. Ведь знать правило - еще не значит его понимать или уметь им пользоваться.

Такая работа помогает устранить тонкие проявления импрессивного аграмматизма.

Необходимо быстрее вводить детей в мир чтения предложений.

Многие родители жалуются на то,что дети не хотят читать дома.

В таких случаях можно дать следующие советы.

Читайте книги вместе с ребенком.

Читайте ребенку сами. Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями, и, возвратившись, вы увидите, что он рассматривает или читает «забытую» книгу.

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно. Покажите ребенку новый для него мультфильм, снятый по какой-нибудь интересной сказке. Прервите показ если не на самом интересном месте, то на таком, где ребенку будет любопытно продолжение сюжета. Предложите малышу узнать о том, что было дальше, из самой сказки – а вы ему с удовольствием ее почитаете.

Купите аудиокниги. Все сказки и стихи, записанные на аудиодиски, читают профессиональные актеры, что несомненно вызовет интерес к чтению.

Запишитесь в библиотеку

Посещайте сайты любимых авторов

Приучайте детей к самым разным видам литературы: стихи, мифологические рассказы, реалистические произведения, сказки, фантастика. Самый привередливый читатель сможет найти для себя любимый жанр. Даже комиксы, которые взрослые обычно не считают за серьезные книги, могут нравиться детям и благоприятствовать развитию у них тяги к чтению. Помимо этого, существует множество специальных детских журналов, на которые можно подписаться.

Ограничивайте время, проводимое у телевизора

Многие дети, оказавшись без присмотра, несколько дней подряд не отрывались бы от телевизионных экранов. Если ребенок заскучал, посоветуйте ему почитать интересную книгу, вместо того чтобы привычным нажатием кнопки включить телевизор. Чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем меньше он читает, играет на свежем воздухе и общается с семьей.

Покупайте детям книги

Захватывающая книга о приключениях, научно-документальная книга об интересном событии, красивое издание любимой старой книги в твердом переплете — все это может стать замечательным подарком для ребенка.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению словДидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению слов Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И человек стал человеком исключительно потому,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Выступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практикаВыступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практика С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения чтения детей с ЗПР
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 13:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД