Елена Мишина
Методика проведения занятий по тестопластике с детьми с особенностями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУ ЦСПР «Формула роста»
Методика проведения занятий по тестопластике с детьми с особенностями в развитии
Педагог дополнительного образования Мишина Е. Ю.
Москва 2020г.
На современном этапе социального образования ярко выделяется основная задача в отношении детей с ограниченными возможностями - создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке полноценной жизни в обществе.
Публикация «Методика проведения занятий по тестопластике с детьми с особенностями в развитии» размещена в разделах
Центры реабилитации одновременно выполняют специфические задачи, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию, первичных и вторичных нарушений, развитие функций первичных анализаторов и формирование компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе.
Современная школа пытается осуществить гармоническое развитие личности. Важный путь такого развития - занятия изобразительной деятельностью. Среди различных видов деятельности дети с ограниченными возможностями выделяют и отдают предпочтение изобразительной деятельности как наиболее интересной и занимательной. Дети очень любят лепить. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения лепка приближается к игре.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны.
Лепка своеобразна тем, что с ее помощью можно передать форму предмета в трехмерном измерении. Поэтому все дети любят лепить животных, людей, фрукты, овощи, игрушки и другие окружающие их предметы. К тому же созданные творения с успехом можно использовать в своей игровой деятельности.
Польза для детей от данного вида деятельности очень велика: занимаясь лепкой, дети получают много знаний о предметах, что способствует развитию памяти, воображения, мышления, внимания, усидчивости и многих других, полезных и необходимых в жизни качеств.
Данная деятельность помогает укреплять и развивать пальцы, причем в процессе лепки, по сравнению с другими занятиями, достигается максимальная активность обеих рук и координируется работа двух полушарий головного мозга. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние.
Усваивая технику лепки, ребенок совершенствует специальные движения (точность, темп, направленность, плавность, ритмичность и т. п., Эти качества помогут ребенку в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.
Знакомясь с воспроизводимыми предметами, дети учатся понимать их красоту, у них воспитывается чувство прекрасного, а так же любовь к декоративно-прикладной деятельности.
Лепка способствует тому, что ребенок ставит перед собой цель и в процессе деятельности достигает ее. Таким образом, развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.
На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учит это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.
Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.
Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей первого года обучения педагог учит:
-отрывать кусочки соленого теста и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из теста (конфетки, шарики, орешки, разрывать тесто на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
-делить тесто на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
-раскатывать тесто прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
-раскатывать тесто круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты);
-делить тесто на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).
Для ребёнка второго года обучения, который уже имеет определённый опыт работы с тестом, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:
-делить тесто на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);
-раскатывать тесто круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);
-расплющивать тесто, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты, сгибать и защипывать форму пальцами рук;
-делить тесто на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка, диск и цилиндр (гриб);
-соединять части прикладыванием и прижиманием.
С детьми третьего года обучения повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:
-делить тесто на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
-создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
-раскатывать тесто прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
-заострять и закруглять предметы;
-раскатывать тесто круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать тесто пальцами и создавать такие предметы:
мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
-делить тесто на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазыванием (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).
-делить тесто на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
-лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
-лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).
Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание и т. п.
Способы лепки для изображения объемной формы
Конструктивный способ: лепить можно из отдельных кусочков материала,
соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей.
Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей,
Присоединяя к ним более мелкие.
Пластический или скульптурный: лепка из целого куска постепенно изменяя его-вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
Комбинированный способ: это способ, объединяющий лепку из отдельных
частей и целого куска, т. е. «скульптурный + конструктивный».
Также в работе с детьми можно лепить картины. Для этого необходимо
подготовить основу. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
Барельеф - лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);
Горельеф - это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.
Приемы лепки:
-отщипывание;
-раскатывание;
-сплющивание;
-вдавливание;
-оттягивание;
-прищипывание;
-примазывание;
-прижатие;
-сглаживание;
-налепы;
-процарапывание
Виды лепки:
-предметная лепка;
-сюжетная;
-декоративная.
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является - обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке:
-научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
-учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать различные приёмы лепки.
Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.
Для успешного овладения навыками декоративной лепки используют предметы декоративно-прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности.
Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве.
Знакомство со скульптурой
Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.
Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражения лиц.
Наши дети знакомятся со скульптурой малых форм. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).
Формы и методы, используемые при ознакомлении со скульптурой:
-Экскурсии в музеи или выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия.
-Рассматривание скульптур малых форм, фотографий. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из произведений.
-Просмотр видеофильмов о городах Росси и мира на тему «Статуи и памятники».
-Выставки художественных произведений по какому-либо виду изобразительного искусства: скульптура, декоративно - прикладное искусство.
Лепка - увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время тесто остается в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток» - и только. Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.
Способы лепки
В работе с детьми можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный способ лепки
Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерные признаки. Этот способ применяется в дальнейшем, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический способ лепки
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска теста, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и т. д. Этим способом лепятся овощи, фрукты, игрушки и т. д. Например: во время лепки мышки из общего кусочка теста ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении первого года обучения (уточка, свинка и т. д).
Комбинированный способ лепки
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска теста и из отдельных деталей или частей. Например, из куска теста лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Образцы: петушок, курочка, гусь, зайчик, крокодил, соболь, кенгуру, черепаха.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки накладываются на основную форму, а потом пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, Снегурочка, дед Мороз, виноград.
Задания для индивидуальных занятий с детьми по лепке.
Задания с использованием приемов лепки можно разделить на следующие виды:
-используется только прием скатывания;
-используется только прием раскатывания;
-используются оба предыдущих приема, а также прием разрезания.
Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, обучение следует проводить поэтапно: сначала научить скатывать тесто в шарики, затем раскатывать тесто в колбаски, в дальнейшем сочетать оба приема. Параллельно основным приемам можно учить разрезать тесто на кусочки при помощи стеки и другим вышеназванным приемам. При первом знакомстве детей с методами скатывания шариков, раскатывания колбасок, а также разрезания теста на кусочки необходимо научить их этим действиям. Педагог берет руки ребенка в свои (ладони взрослого накрывают руки ребенка сверху) и показывает, как нужно действовать. При этом ребенок получает возможность ощутить правильное движение рук и силу, с которой следует надавливать на тесто.
В дальнейшем дети действуют самостоятельно. Необходимо следить за ходом движений их рук, чтобы навык закреплялся правильно. Если кто-то из детей не справляется, надо помочь: предложить повторить действие по показу взрослого, а если у ребенка все же не получается, то, взяв его руки в свои, выполнить действие совместно. Обычно выполнение простых приемов, особенно раскатывания, не вызывает больших сложностей у детей.
Можно детям предложить, например:
-Делить тесто на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко) ;
-Создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
-Раскатывать тесто прямыми движениями рук и создавать овальную форму
и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
-Заострять и закруглять предметы; загибать, защипывать края, вдавливать
тесто пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка,
грибок, корзина, пирожки, вареники;
-Делить тесто на части и соединять их в целое прикладыванием и
нажатием, примазыванием (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).
-Делить тесто на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе
которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика,
мышки, котика, лисички);
-Лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
-Лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам
крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой
и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха,
курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).
-Слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и
завернуть их в фольгу.
-Вылепить буковки, а потом из них складывать слова.
Техника лепки из пластичных материалов
Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов. Поэтому, прежде чем замахиваться на что-либо сложное, научимся создавать шарики, колбаски, лепешки.
Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями
покатайте его между ладонями.
Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии.
Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и
потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.
Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.
Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус.
Если колбаску покатать карандашом, - получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую Доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому - расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии.
Катая скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину. И скалка, и доска
должны быть смазаны растительным маслом. Сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе.
Из пластин можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например
треугольники или квадраты. Делается это ножом, смазанным маслом. Перед выполнением резания теста ножом обязательно повторяется правило техники безопасности при работе с острыми инструментами.
Ведите нож медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались
трещины.
На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например,
красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку и т. д.
Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и
вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.
Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра.
Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту.
Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не
пластмассовым, а нитки - не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке.
Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию.
Заключение.
Целенаправленные занятия по лепке представляют собой одно из важнейших
средств воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с
ограниченными возможностями.
Основополагающая задача лепки состоит не только в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным способом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.
Список используемой литературы:
1. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке» (М., 1979г.)
2. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей лепке» (М. (г.);
З. Коссаковская Е. А. «Лепка в детском саду» (М., «Просвещение» 1972г.)
4. Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах» (М. 1 988г.)