оляс любовь ивановна
Методы формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Методы формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
Процесс формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями значительно отличается от аналогичного процесса у обычных детей по причине недостаточности познавательной деятельности, которая обусловлена психическим недоразвитием особенных детей.
Публикация «Методы формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
В педагогике не существуют универсальных методов, изучающих развитие социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями, так как критерии определения степени развития гибкие и зависят от возраста ребенка и характера заболевания.
В своей работе я использую следующие методы формирования социально-бытовых умений и навыков : развивающие и практические занятия, беседы, наблюдения, дидактические, имитирующие и сюжетно - ролевые игры, прогулки, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и фильмов, общение со сверстниками, метод моделирования проблемных ситуаций.
На развивающих и практических занятиях проходит обучение социально-бытовым умениям и навыкам с помощью взрослого. Зачастую в начале обучения у ребенка с интеллектуальными нарушениями действия совместно со взрослым вызывают неприятие. Главная задача педагога - создать положительное отношение к совместным действиям. Это самый действенный метод. На данном этапе помогает тактильный контакт и доброжелательное общение. Но это не означает, что педагог должен давать слабину в своих требованиях к ребенку. Например, взрослый показывает, как правильно нанизывать кольцо на пирамидку, и чтобы привлечь внимание ребенка, хлопает в ладоши. Постепенно педагог уменьшает свою деятельность, тем самым дает возможность ребенку самому проявить активность в нанизывании кольца. Если данный этап совместных действий пропустить, то усвоить другие способы общественного опыта ребенку будет тяжелее.
Задания на занятиях подбираются с учетом возможностей и уровнем развития ребенка. Одни дети могут справиться самостоятельно, а другие с помощью взрослого.
Для того, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, на занятия часто приходят сказочные герои, которым нужно помочь в какой-либо деятельности (например, поможем Незнайке застегнуть пуговицы или кукла Маша просит сделать ей прическу и др.) Дети с удовольствием стараются помочь любимому герою, повторяя действия за взрослым или с помощью взрослого. Обязательным условием является проведение беседы в конце занятия (зачем нужно расчесывать волосы, застегивать пуговицы, стирать одежду и др.)
Интересно и познавательно проходит дидактическая игра «Бумажная кукла». Это распечатанная фигурка куклы, к которой прилагается комплект одежды. Детям нравится подбирать для куклы одежду по сезону или по какому-либо поводу, празднику. Куклу можно использовать как при изучении новой темы, так и для закрепления по уже пройденным темам.
В своей работе особое внимание уделяю художественной литературе, которая доступна для восприятия ребенка с интеллектуальными нарушениями. Детские произведение воздействуют на чувства ребенка, способствуют развитию восприимчивости, эмоциональности. Например, детям интересен литературный сюжет «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Успешность овладения социально-бытовыми умениями и навыками у детей с интеллектуальными нарушениями можно определить способностью детей применять их в разных бытовых ситуациях. Для этого на занятиях и в режимных моментах применяю метод моделирования проблемной ситуации. Данный метод позволяет закрепить и расширить представления о различных сферах жизни и быта людей.
Способствуя формированию социально-бытовых умений и навыков, педагог ежедневно должен мотивировать ребенка на овладение элементарными действиями, создавать ситуацию успеха. Взрослый является примером для подражания для особенного ребенка.
Таким образом, система по формированию социально-бытовых навыков представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей с интеллектуальными нарушениями по усвоению ими необходимых социально-бытовых умений навыков. В процессе ежедневных практических занятий дети приобретают практические умения и навыки для успешной адаптации в социуме.