Получи документы

Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ

Мария Глазкова
Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ

Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).

В соответствии с примерными режимами дня и временем года экскурсии в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая.

Публикация «Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ» размещена в разделах

Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

В ходе экскурсии воспитатель привлекает к активному участию в работе всех воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у них навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Также педагог сообщает воспитанникам знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребёнка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым дошкольником.

В конце экскурсии формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими детьми, побуждает их к эмоциональной оценке экскурсии. В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных воспитанников.

Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной группах не реже 1 раза в месяц.

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида :

• природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,

экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии :

- Продумать в какое место и с какой целью можно пойти с детьми;

- О чём рассказывать в ходе экскурсии и с чем познакомить воспитанников;

- Продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие).

- Будет ли экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель) или нет.

- Заранее обсудить с детьми правила их поведения в месте экскурсии.

Требования, предъявляемые к методам организации и проведения экскурсий.

1. Соответствие содержания интересов детей. При любом восприятии необходимо учитывать психическое настроение, т. е. интерес и внимание ребёнка.

2. Следует основательно продумать, какое число детей может быть вовлечено в ту или другую экскурсию. Чем младше дети, тем малочисленнее должен быть их коллектив.

3. Экскурсия не должна носить характер занятия, формального учения. Она должна проводиться живо, увлекательно.

4. Для экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

5. Тщательная подготовка педагога.

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

7. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления.

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

Основным методом любой экскурсии является наблюдение.

Экскурсии вне учреждения.

Темы экскурсий могут быть таковы : наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин.

Экскурсии в природу.

Экскурсия в природу —прогулка с определенной целевой установкой. Интерес детей к природе и её явлениям общеизвестен. А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к изучению, тем глубже само изучение, тем ценнее приобретаемое значение.

Экскурсии в природу с малышами обыкновенно ставят перед собой ограниченные задачи: например, познакомиться в подходящий день ранней весны с первыми проталинами, первой травой и т. п. Зимой это сосульки на крыше. Как много понятий можно дать детям на этом материале: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, звонкое падение капель и лопающегося льда, ощущение холода от обломанной сосульки. Приносим сосульки домой, кладем в таз и наблюдаем, как они тают, превращаются в воду. Это и есть наблюдение.

Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных планом. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача. В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель, свою задачу:

1) понаблюдать, какие цветы в лесу, собрать их, принести домой;

2) набрать мха всех представленных в лесу сортов;

3) набрать шишек, научиться отличать шишки еловые от сосновых;

4) разобраться в деревьях, растущих в лесу; в ягодах; в грибах;

5) познакомиться с ручьем;

6) понаблюдать труд дровосека и т. п.

Опираясь на чувственное восприятие какого-либо предмета создаст его образ и детям легче будет запомнить его название. Это расширение кругозора для дальнейшего развития речи. Как прием проверки наблюдений и представлений детей и развития их языка используются беседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Воспитатель уже на основе узнанного детьми предлагает тему для составления рассказа. Это закрепляет словарный запас.

К экскурсиям относят также посещение с детьми музеев, выставок.

Требования: соответствие возрасту, количество показываемых объектов должно быть ограничено для ребенка, поскольку у него не хватает усидчивости и внимания.

Во время экскурсий не нужно объяснять детям, что-то или другое слово означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая детей представлениями, попутно сознательно обогащает словарный запас воспитанников, знакомит их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.

Одним из методов проверки и представлений детей по итогам экскурсии являются беседы, рассказы. В этом участвует обычно вся группа дошкольников. Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не перебивать друг друга, поднимать руку в случае, если кто-нибудь желает внести поправку, дополнение.

Публикации по теме:

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных.

Конспект организации и проведения дежурства Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60» Конспект организации и проведения дежурства старшая.

Конспект проведения экскурсии «Почта». Однодневный проект по формированию знаний о профессиях работников социальной сферыКонспект проведения экскурсии «Почта». Однодневный проект по формированию знаний о профессиях работников социальной сферы Задачи: -познакомить детей с почтовым отделением связи, с одной из основных функций почты, ее назначением; -расширить знания о профессиях.

Конспект проведения экскурсии в осенний лес для подготовительной логопедической группы.Конспект проведения экскурсии в осенний лес для подготовительной логопедической группы. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Конспект экскурсии.

Консультация для воспитателей «Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года» Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года. Аннотация: Данная статья объясняет и раскрывает.

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные методы – объяснения, указания, рассказы.

Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной.

Конспект проведения экскурсии к роднику «Черный Колодец» Конспект проведения экскурсии к роднику "Черный Колодец" Задачи: воспитывать любовь к Родине, познакомить с достопримечательностью села.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьмиЭкскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми Экскурсии для дошкольников в Детский музей Дом сказок, как один из способов организации непосредственной образовательной еятельности с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 10:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД