Папки-передвижки

Методы работы по формированию сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста

ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА
Методы работы по формированию сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Для того чтобы процесс формирования сенсорных способностей детей средствами неживой природы сделать еще более совершенным нами были разработаны методические рекомендации по организации и усовершенствованию работы педагогов дошкольных образовательных учреждений. Воспитателю необходимо в самом начале учебного года разрабатывать перспективное тематическое планирование, которое является основой положительного результата всей деятельности.

Публикация «Методы работы по формированию сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Воспитатель должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребенка на занятии или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь в ходе выполнения какой-либо работы.

2. Воспитателям (а также родителям) важно пробуждать у детей интерес и желание к активной практической деятельности на природе (уборка снега, вскапывание земли и др.).

3. Воспитателям необходимо в самом начале работы с группой выяснить, как дети относятся к экскурсиям, к прогулкам, к ручному труду, что они уже умеют делать своими руками.

4. Воспитателям (и родителям) рекомендуется проводить экскурсии с детьми в природу, организовывать наблюдение и элементарные опыты с объектами неживой природы в разное время года.

5. Воспитатели обязательно должны выслушать впечатления детей об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.

6. Желательно использовать в организации сенсорного воспитания детей дошкольного возраста загадки о явлениях неживой природы.

7. Во время прогулок, экскурсий на природу воспитатель может организовать сбор природного материала (камушки, песок, др., который способствует активному восприятию детьми формы, цвета.

8. Воспитателям важно проводить занятия по сенсорному воспитанию детей в первой половине дня. Для того, чтобы дети не уставали и не утомлялись от однообразия, не следует затягивать время занятий.

9. Воспитателю нужно научить детей трудиться в коллективе, что-нибудь делать сообща.

10. Воспитателям необходимо привлекать родителей к изготовлению дома совместно с детьми поделок из природного материала. Знакомство ребенка с явлениями неживой природы должно не только служить средством накапливания впечатлений и эмоций об окружающем мире, но и выступать как инструмент развития его умственной деятельности.

Занятие «Солнце, солнце, загляни в оконце» мы посвятили изучению солнечных явлений. Была поставлена цель: сформировать у ребят представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле. Мы начали занятие с того, что сообщили детям о приходе гостя - Карлсона, с которым мы повстречались еще утром по дороге в детский сад и который захотел зайти к ребятам. Ребята очень обрадовались прилету Карлсона. Он сообщил им о своей идее - полететь на солнце. А у нас с ребятами тут же возникли вопросы: На чем он собрался лететь? Почему? Карлсон ответил на наши вопросы легко и просто: «На своем моторчике». Мы спросили у ребят: «Сможет ли Карлсон долететь до солнца на своем моторчике? На чем вообще люди летают в космос?» Ребята стали активно рассуждать и предлагать разные средства, на которых он мог бы полететь. Далее мы предложили ребятам подойти к столу, на котором разложены разрезанные картинки космических кораблей и собрать их. Собранные картинки ребята стали показывать Карлсону и рассказывать у кого, что получилось. И снова начались наши расспросы Карлсона. Мы с ребятами стали спрашивать у него: «В какой одежде он полетит? Когда планирует вернуться? Как близко хочет подлететь к солнцу? и др.» Когда Карлсон ответил, что хочет побегать по солнцу, мы задали вопрос ребятам: «Сможет ли он это сделать, ведь оно горячее? Почему?» Ребята стали давать характеристики солнца (что оно горячее, и приближаясь к нему можно сгореть, что оно огромных размеров и по нему не пройтись). Мы помогаем сделать им вывод о солнце, и просим дорисовать на розданных листочках с нарисованным кружком извергающиеся с поверхности солнца языки пламени. Дети охотно приступают к рисованию, некоторые спрашивают друг у друга о том, что будут дорисовывать, а кто-то сразу приступает к рисованию. Рассмотрев получившиеся картинки ребят делаем вывод о том, что солнце действительно очень горячее и что оно может на всех обжечь. Далее демонстрируем детям картинку с загорелыми детьми и спрашиваем у детей и Карлсона : «А вы летом загорали на пляже? Как летом светит солнце? Почему дети на картинке такие загорелые? Можем ли мы, находясь на земле обгореть от солнцечных лучей?» Ребята даже приводят примеры из своего жизненного опыта. После мы предлагаем ребятам поиграть в подвижную игру, способствующую закреплению знаний о шарообразной форме. Мы спросили у них: «Что случится, если солнце перестанет светить? Что произойдет со всеми живыми организмами? и др.» и показали им цветок, который несколько дней простоял в шкафу без солнечного света. Дети рассматривали цветок, сочувствовали ему, некоторые даже погладили его листочки. В конце занятия они слепили себе из пластилина по солнышку и оставили его на память о нашей встрече с Карлсоном.

Третьим занятием стала организованная нами прогулка «Наблюдение за березой осенью», которую провели с целью формирования представления об изменениях в живой природе, связанных с временем года (осень). Пришли с ребятами в осенний парк, походили, побегали в нем, насобирали листочков и сделали большие букеты. Испытали огромнейшее удовольствие от открывшейся перед нами красоты осеннего леса, шуршания осенних листьев, разных цветов под ногами, от шума деревьев, развесивших свои красивые желто-оранжевые кроны, от ни с чем не сравнимого лесного запаха, то есть «обогатились» тысячью всевозможных приятных эмоции и чувств. Прогуливаясь с детьми по парку, мы обращаем внимание на березу, подходим к ней и задаем ребятам вопросы.

Далее предлагаем немножко поиграть в игру «Беги к березе» для того, чтобы дети подвигались и закрепили полученные знания о березе. После этого мы предложили детям собрать красивые и цветные осенние букеты из листьев разных деревьев и сделать вывод о том, что происходит в природе осенью. Четвертое занятие «Наблюдение за состоянием природы» также, как и предыдущее, провели вне стен дошкольного образовательного учреждения, на уличной площадке. Его целью стало формирование представления о природном явлении - тумане и умения подмечать особенности этого явления. Сначала мы рассказали детям о тумане, который в основном бывает осенью, объяснили из чего он состоит и, конечно, «вошли» в него. А потом стали спрашивать у них: «Как вам дышится? Какой воздух в тумане? Густой ли туман? Какое небо во время тумана? и др.» Предложили детям выполнить задание «Изобрази настроение». Ребята с помощью мимики и жестов должны были передать разные настроения, связанные с изменениями природы, с переменой настроения в различных ситуациях. В ходе всех проведенных нами комплексных занятий была осуществлена целенаправленная работа по формированию сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста и воспитанию чувства любви к окружающему миру.

Литература

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венегер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1995. – 144 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991 – 480 с.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М. : Просвщение, 1992 – 142 с.

4. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. – М. : Новая школа, 1998 – 64 с.

5. Ильина М. Н. Развитие ребё нка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001 – 159 с.

6. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М. : Просвещение: АО "Учебн. мет. ", 1996. – 112 с.

7. Попова С. В. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Учеб. метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов-заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов. - М. : Просвещение, 1994. – 64 с.

8. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2001. – 192 Урунтаева Г. А. Дошкольная педагогика : Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. – М. : изд. центр "Академия", 1997 – 335 с.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры – 2 изд. М. : Владос, 1999 – 359 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

сенсомоторный уголок в старшей группе для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.)

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы работы по формированию сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 21:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы работы по формированию сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА (УИ 680366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД