Получи документы

Конспект занятия «Мир деятельности»

Подгорная Марина
Конспект занятия «Мир деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие курса «Мир деятельности»

Тема: Учусь называть своё затруднение.

Цель: сформировать представление о двух способах фиксации затруднения в различных типовых ситуациях.

Ход занятия:

1. Мотивация к учебной деятельности.

У каждого ученика часть билета на паровозик.

Сегодня мы продолжим разговор о вашей работе, то есть о работе учеников. Нас ждёт увлекательное путешествие, в которое мы отправимся на паровозике.

- У каждого из вас на парте лежит билет на паровозик. Рассмотрите его. Что не так? (у нас только часть билета)

Публикация «Конспект занятия „Мир деятельности“» размещена в разделах

- Верно, это часть билета, потому что сегодня вы только начнёте путешествие. Рассмотрите картинки на билете и скажите, что на них изображено. (Три учебных шага)

- Сегодня вы будете путешествовать по этим шагам и узнаете о некоторых из них что-то новое. Раз вы будете узнавать новое, значит, ваше занятие будет состоять из трёх этапов, правильно? (Нет)

Обоснуйте свой ответ. (У нас есть эталон. При открытии нового мы сначала поймём, что не знаем, а потом сами откроем способ. Проходим два основных этапа). Слайд 2, анимация 2-3

Молодцы, я вижу, что вы готовы к путешествию. Тогда начинаем первую часть путешествия. Слайд 3

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Повторение шагов первого этапа.

- Внимание! Первая остановка и первое задание. Сколько шагов нужно пройти, чтобы выяснить, что не знаешь? (Нужно пройти 6 шагов). Слайд 4

Организуем небольшое представление. Вы будете играть роль Смайлика. Вам нужно будет назвать шаг и показать, что делает на нём Смайлик. Начинаем. Назовите первый шаг. (Повторить необходимое).

Представьте себя на месте Смайлика и покажите, что он делает на этом шаге.

- Назовите следующий шаг. (Обобщение того, что повторили.)

– Изобразите действия Смайлика и т. д. Слайд 5, анимация 1.

Слайды 6-10

2. Актуализация представления о пробном действии и фиксации затруднения.

- Посмотрите на свой билет. Как вы думаете, почему на билете только эти шаги? (Сегодня мы будем подробно говорить об этих шагах.)

- Назовите первые два шага, которые изображены на вашем билете. (Задание, в котором есть что-то новое; пробуем выполнить это задание.)

- У этих шагов есть название. Предлагаю вам его вспомнить. Слайд 11.

- Для этого посмотрите задание № 1 учебного пособия.

- Расскажите, как будете выполнять задание? (По стрелкам вставим буквы в клетки и прочитаем, что получится.)

- Выполняйте.

- Проверяем. Как называются эти шаги? (Пробное действие.)

- Как вы думаете, почему эти шаги так названы?

- С чего начинается пробное действие на уроке? (Вы нам даёте задание, в котором есть что-то новое.) Слайд11, анимация 2.

- Что делаете потом? (Мы сами пробуем его выполнить.) Слайд11,

анимация 3.

- С чем вы чаще всего встречаетесь после выполнения задания для пробного действия, в котором есть что-то новое для вас? (С затруднением.)

- Что показывает затруднение? (Оно показывает, что я чего-то не знаю и мне есть чему учиться.)

- Вы совершенно правильно сказали, что, выполняя пробное действие и испытывая затруднение, ученик по-настоящему учится чему-то новому!

- Теперь без труда вы сможете расшифровать и дописать предложение в задании № 1.

Третий шаг в учебном пособии.

- Как вы начинаете говорить о своём затруднении? (Я не могу) Слайд12, анимация1.

- Обратите внимание, что это предложение не закончено. Сегодня вы точно узнаете, как называть своё затруднение.

- Почему важно правильно уметь называть затруднение? (Потому что, если неправильно сформулировать затруднение, все дальнейшие шаги будут неправильно выполнены. Это не приведёт к хорошему результату в учёбе.)

- Молодцы!

- Что нужно сделать прежде чем продолжить путешествие? Ведь этап повторения закончен. (Надо обобщить то, что повторили.)

- Вспомните, что вы повторили на первой остановке? (Мы повторили все известные нам шаги первого этапа и подробно вспомнили три из них.)

- Молодцы! Можем продолжить путешествие. Слайд 12, анимация 2.

3. Задание на пробное действие.

- Внимание! Вторая остановка. Предлагаю вам выполнить задание для пробного действия.

В чём его особенность? (В нём есть что-то новое.)

-Послушайте историю обезьянки Микки и определите, как правильно назвать затруднение?

«Микки никогда раньше не пришивал пуговицы. Пришил пуговицу на рубашке, надел рубашку, стал застёгивать её, и пуговица оторвалась. Микки решил сформулировать своё затруднение. Смотрите сколько вариантов у него получилось!» Слайд 13, анимация 1-3

- Прочитайте все варианты ответов.

- Вам нужно будет определить, в каком предложении Микки правильно сформулировал своё затруднение. Найдите задание № 2 в учебном пособии и поставьте галочку рядом с тем предложением, в котором Микки правильно сформулировал затруднение.

- Проверьте себя. Нужно было поставить галочку рядом со вторым предложением «Я не могу крепко пришить пуговицу». Слайд 13, анимация 4.

-У кого такой ответ? Обоснуйте данный ответ. (У нас нет эталона для обоснования.)

- Значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем обосновать правильный ответ.)

-А в чём затруднение ребят, которые выбрали другие ответы? (Мы не можем правильно определить, в каком предложении правильно сформулировано затруднение.)

- Молодцы, вы зафиксировали своё затруднение. Какой шаг будет следующим? (Выясним причину затруднения.)

3. Выявление причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Надо было определить, в каком случае Микки правильно сформулировал затруднение.)

-Что в этом задании было для вас нового? (Мы раньше никогда не определяли, правильно сформулировано затруднение или нет.)

-Почему же у вас возникла трудность? Что вы не знаете? (Мы не знаем, как правильно сформулировать (сказать, назвать) своё затруднение.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Поставьте цель. (Выяснить, как правильно сформулировать (сказать, назвать) затруднение.)

- Поставив цель, вы незаметно перешли ко второй части урока-путешествия. Как можно назвать тему нашего урока? (Называю своё затруднение, учусь называть своё затруднение)

- Сформулировать затруднение можно несколькими способами. А вот от чего зависят эти способы, вы сейчас сами скажете. Что у вас может получиться после того, как вы попробовали выполнить задание для пробного действия? Мы можем не выполнить задание совсем, выполнить его правильно или правильно.)

- Посмотрите, когда задание не выполнено или выполнено неправильно, можно сказать, что ответа нет. Значит, первый и второй варианты соединим в один. Тогда у вас получится два варианта затруднения.

- От чего же зависит, какой способ формулировки затруднения использовать? (От того, получилось у нас выполнить задание или нет.)

- Вам в помощь я подготовила листы с предложениями, в которых правильно сформулировано затруднение, и карточку для заполнения.

- Посмотрите на листы, с которыми вы будете работать в группах. Как вы думаете, почему листов два? (Так как у нас будет два способа, как можно сформулировать своё затруднение.)

- Верно, на одном листе приведены примеры, как сформулировать затруднение, если у вас не получилось выполнить задание для пробного действия, а на другом – если получилось выполнить.

- Попробуйте составить план вашей работы с каждым листом. Расставьте шаги плана в нужной последовательности. Слайд 14, анимация 1-3

План:

1. Прочитать предложения.

2. Найти главные слова.

3. Сделать вывод.

- Вы будете работать в группах. В результате работы вам нужно будет записать на карточке для заполнения по одному главному слову, с помощью которых формулируются затруднения в каждом из случаев. Какие есть вопросы?

5. Реализация построенного проекта.

- Приступайте к работе. (3-4 минуты)

- Проверяем. (Все проекты на доске)

- Если вы правильно выполнили задание, то количество клеточек соответствует количеству букв в главных словах. Сделайте вывод. (Если задание для пробного действия не выполнено, то затруднение нужно сформулировать так: «Я не могу выполнить…», а дальше назвать конкретное задание.)

- Почему очень важно указать, что не получилось? (Тогда поймёшь, что ты не знаешь и чему надо научиться.) (Карточка ВЫПОЛНИТЬ (ЧТО)

по шагом «Затруднение» или слайд 15, анимация 1.

- А если получилось выполнить пробное действие? (Если задание для пробного действия выполнено, то затруднение будет сформулировано так: «Я не могу ОБОСНОВАТЬ, что правильно выполнил…», а дальше надо назвать конкретное задание.)

Карточка ОБОСНОВАТЬ (ЧТО) слайд 15, анимация 2

- Что общего в обоих случаях? С каких слов обычно начинают формулировать своё затруднение? (Со слов «Я не могу».)

- Почему на карточке стоит многоточие? (Предложение не закончено.)

- Что нужно сказать вместо многоточия в каждом из случаев? (Нужно сказать, что конкретно я не могу сделать.)

- Итак, с каких слов нужно начинать своё затруднение? (Начинать формулировать затруднение надо со слов «Я не могу».)

-Сколько способов формулировки затруднения выяснили? (Два способа.)

-От чего зависит, какой способ использовать? (От того, смогли ли мы выполнить задание для пробного действия или нет.)

- Как будете формулировать затруднение, если задание для пробного действия выполнено неправильно? (Я не могу выполнить, а дальше надо назвать конкретное задание.)

-Как будете формулировать затруднение, если вы выполнили задание для пробного действия? (Я не могу обосновать правильность выполнения, а дальше надо назвать конкретное задание.)

-Вернёмся к заданию для пробного действия. Слайд 16

-Что нужно было сделать? (Нужно было определить, в каком случае Микки правильно формулировал своё затруднение.)

-Прочитайте про себя правильный ответ и скажите, что не смог сделать Микки. (Он не смог выполнить задание.)

-Обоснуйте, что другие варианты формулировки неправильны. (В первом варианте не названо конкретное задание, непонятно, что не смог сделать Микки, а в третьем варианте он назвал причину своего затруднения «я не могу…», а не само затруднение.)

-Своё затруднение вы преодолели. Молодцы!

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Упражнения на применение эталона и определение правильности фиксации затруднения.

-Сделаем остановку в сказочной школе. Нас встречает Лисёнок. Посмотрите на задание № 3 учебного пособия

-Лисёнок выполнял задания для пробного действия. У него возникло затруднение. Лисёнок назвал своё затруднение. Вам нужно определить, правильно ли он это сделал. Если затруднение сформулировано правильно, вам нужно будет обвести номер картинки в кружок. Если неправильно – зачеркнуть номер.

Ученики выполняют задание. Слайд 17, анимация 1

-Рассмотрите первую картинку, прочитайте, как сформулировал своё затруднение Лисёнок. (Я не могу найти лишнюю картинку с грибами.)

-Оцените, правильно или неправильно Лисёнок сформулировал своё затруднение? Докажите.

(Лисё нок правильно сформулировал затруднение: начал со слов «Я не могу», а потом сказал, что именно он не может выполнить.) Слайд 18.

-Оказывается, если вы правильно сформулировали затруднение, то любой человек может понять, какое задание вы делали впервые, что у вас получилось и какое у вас было затруднение. Хотите убедиться в этом?

-Прочитайте ещё раз, как Лисёнок сформулировал затруднение, и скажите, какое задание для пробного действия он выполнял? (Он должен был найти лишнюю картинку.)

-А можете сказать, что получилось у Лисёнка в результате выполнения задания для пробного действия? (Да, он сделал его неправильно.)

- А почему Лисёнок выбрал этот способ формулирования затруднения? (Потому что у него не получилось правильно выполнить задание для пробного действия.)

-Найдите номер 1 в заданиях Лисёнка и обведите его в кружок.

– Смотрим дальше.

Открывается слайд 19 со следующим заданием и организуется работа с заданием № 3.

- Посмотрев на картинку, догадайтесь, какое задание для пробного действия выполнял Лисёнок? (Он искал, какая дорожка ведёт к яблоку.)

- Прочитайте, как сформулировал затруднение Лисёнок. (Я не знаю, какая дорога ведёт к яблоку.)

- Оцените правильность формулировки. (Неправильно, так как начинать формулировать затруднение надо со слов «Я не могу…». Со слов «Я не знаю» мы начинаем формулировать причину затруднения.)

- Найдите номер 2 в задании Лисёнка и зачеркните его.

- Представьте себя на месте Лисёнка и сформулируйте затруднение правильно. (Я не могу найти дорогу, которая ведёт к яблоку.)

- Почему, выбрали этот способ формулировки затруднения? (Потому что Лисёнок не смог выполнить задание для пробного действия.)

Слайд 20

- Прочитайте формулировку затруднения и оцените её правильность. (Я не могу обосновать, что правильно выполнил задание при выборе буквы в слове «земляника». Здесь всё правильно.)

- Почему выбран именно этот способ? (Потому что задание выполнено правильно.)

- Вы верно заметили, что можно сказать обосновать или доказать. Это слова, близкие по значению. Кто знает, как называются такие слова? (Синонимы.)

- Какое задание для пробного действия выполнял Лисёнок? (Ему надо было вставить букву в слово «земляника».)

- Какое задание для пробного действия выполнял Лисёнок? (Ему надо было вставить букву в слово «земляника»)

- Какое у него было затруднение? (Он не смог обосновать, доказать, что правильно выполнил задание при выборе буквы.)

- Найдите возле картинки номер 3. Что сделаете? (Обведём в кружок.)

- Обведите.

- Осталось последнее задание.

Слайд 21

- Какое задание для пробного действия выполнял Лисёнок? ( Он решал пример: звёздочка минус звёздочка.)

- Что получилось в результате выполнения задания для пробного действия? (Он не смог решить пример.)

- Прочитайте, как как сформулировал затруднение Лисёнок. (Я не могу решить этот пример.)

- Оцените правильность. (Неправильно, потому что Лисёнок не сказал, какой именно пример он не смог решить правильно.)

- Сформулируйте затруднение правильно. (Я не могу правильно выполнить «звёздочка минус звёздочка».)

- Почему вы выбрали этот способ? (Потому что Лисёнок неправильно выполнил задание.)

- Молодцы, можем двигаться дальше.

2. Упражнение на формирование у учащихся умения правильно фиксировать своё затруднение (работа в парах).

- Теперь вам предстоит поработать в парах с заданием № 4 учебного пособия.

- Посмотрите, всё ли понятно?

Выполняйте. (3 минуты).

-Проверяем ваши ответы.

- Какое новое задание предложил учитель Лисёнку вначале? (Найти среди геометрических фигур все прямоугольники.)

- Лисёнок выполнил пробное действие? (Да, он получил ответ.)

- Посмотрите на картинку, какое затруднение возникло у Лисёнка? Как правильно он должен сформулировать своё затруднение? Воспользуйтесь новым эталоном. (Я не могу обосновать, правильно ли я выбрал все прямоугольники.)

- Молодцы!» Действительно, чтобы понять, что затруднения нет, необходимо не только получить ответ, но и уметь его обосновать.

- Проверяем вторую часть задания. Лисёнок попробовал решить пример «53 + 48», он не получил ответ. Как сформулировать затруднение в этом случае? (Я не могу выполнить пример «53 + 48».)

- Вы правильно назвали затруднения, теперь время проверить себя, как каждый из вас понял новую тему.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Найдите задание № 5 пособия. Слайд 22

- Прочитайте предложения, в которых сформулировано затруднение. Я расскажу, как выполнял пробное действие мышонок, а вам нужно поставить галочку напротив того предложения, в котором правильно сформулировано затруднение. Слушайте внимательно:

«Мышонку предложили завязать бантик. Он попробовал, сравнил свой бантик с образцом. Не получилось!»

-Поставьте галочку напротив того предложения, в котором правильно сформулировано затруднение.

- Проверьте себя.

Слайд 22, анимация 1.

- Поднимите руку, у кого по другому.

- Поставьте себе знак вопроса. Слайд 22, анимация 2.

- Продолжим путешествие. Впереди последняя остановка.

8. Включение в систему знаний.

- Давайте теперь порассуждаем: а если ученик не стал выполнять пробное действие и сразу сказал, что у него нет ответа, сможет ли он правильно назвать своё затруднение и получить результат?

- Послушайте историю.

Слайд 23

По ходу истории демонстрируются слайд 23, анимация 1-7

«Учительница предложила выполнить задание на пробное действие. Болтушка решила, что если оно пробное, то и выполнять его не нужно, всё равно может не получиться… Учительница спросила: «У кого не получилось выполнить задание?» Болтушка подняла руку.

Дальше она не смогла сама определить причину своего затруднения и поставить свою цель. Поэтому ОТКРЫТИЕ, которое ученики сделали в классе, ей было непонятно».

- Как вы поняли, о чём эта история? (О том, что если не выполнишь пробное действие и не назовёшь затруднение, то не сделаешь СВОЁ открытие.)

- Молодцы, ребята. Я вам открою секрет: иногда пробное действие можно выполнять мысленно, продумывая решение. Главное – понять, в чём ВАШЕ затруднение, и назвать его.

- Найдите в учебном пособии под заданием № 5 предложение. Напиши, как ты относишься к своим затруднениям.

- На сегодня наше путешествие заканчивается.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Из каких двух частей состояло путешествие, наш урок? (Сначала мы выяснили, что мы не знаем, а потом сами строили способ.)

- Что вы не знали? (Мы не знали, как правильно сформулировать затруднение.)

- Какую цель поставили? (Выяснить, как правильно сформулировать затруднение.)

- Достигли цели? Докажите. (Достигли, так как выяснили, как правильно сформулировать затруднение.)

- Сколько способов формулировки затруднения вы выявили? (Мы выявили два способа.)

- От чего зависит выбор способа? (От того, выполнено или нет задание для пробного действия.)

- Как сформулируете затруднение, если задание не выполнено или выполнено неправильно? (Я не могу выполнить, а дальше надо назвать конкретное задание.)

- Как сформулируете затруднение, если задание выполнено, но ученик не знает, правильно или нет? (Я не могу обосновать, что правильно выполнял, а дальше надо назвать конкретное задание.)

- Возьмите билет, который вы получили в начале урока. О скольких шагах мы говорили? (Мы говорили о трёх шагах.)

- Как они называются? (Два шага на «Пробное действие» и «Затруднение».)

- Оцените свою работу на уроке. Найдите «Лесенку успеха» в своём учебном пособии. Вы можете оценить сегодня только свои знания по новой теме. Слайд 24, анимация 1-4.

1-я ступенька: - были ошибки в самостоятельной работе;

- ничего не понял по новой теме;

2-я ступенька: - были ошибки в самостоятельной работе;

- понял новую тему, но остались вопросы;

3-я ступенька: - не было ошибок в самостоятельной работе;

- понял новую тему, но остались вопросы;

4-я ступенька: - не было ошибок в самостоятельной работе;

- понял, как сформулировать своё затруднение;

- смогу поделиться с другими тем, что узнал.

Итог.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в мир одежды» в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в мир одежды» в подготовительной группе. Задачи. Образовательные. Расширить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Подводный мир» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Подводный мир» Тема: «Профессии» Интеграция образовательных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в мир мебели» в старшей группе Задачи:продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить использовать в речи обобщающее понятие «мебель»; знакомить с назначением мебели,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в Волшебный мир здоровья» Тема «Путешествие в «Волшебный мир здоровья» Цель: Формирование начальных представлений о правильном дыхании. Задачи: 1. Расширять у детей.

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра» Конспект ОД по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра» Программное содержание: 1. Поддерживать.

Конспект занятия по ИЗО деятельности «Мир в цвете» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №13» Открытое занятие по изо: «Мир в цвете».

Конспект совместной образовательной деятельности «Мир профессий» Цель: естественное формирование и проявление ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • создать положительный.

Конспект занятия с родителями «Мир взрослый — мир детский» Цель: коррекция детско-родительских отношений. Задачи: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас. История самолётов» Ход занятия: Ребята, в этой коробке лежит новая игрушка для вас. Но прежде чем открыть коробку и показать вам, что в ней находится, попробуйте.

Автор публикации:
Конспект занятия «Мир деятельности»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 10:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мир деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Подгорная Марина (УИ 1888045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД