Алена Вычужанина
Мастер-класс по проведению НОД с детьми старшего дошкольного возраста «ФЭМП через математические сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс по проведению непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему :
«Формирование элементарных математических представлений, через математические сказки»
Актуальность:
Публикация «Мастер-класс по проведению НОД с детьми старшего дошкольного возраста „ФЭМП через математические сказки“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно, наряду с другими методами, использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.
Маленький ребенок обычно очень активен, переживает все свои действия, особенно если они реконструируются в эмоционально окрашенных образах.
Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становиться ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремиться вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
Используя такой игровой подход, как математические сказки мы можем решить целый ряд сложных математических задач :
• Формирование у детей элементарных математических представлений;
• Увеличение объема внимания и памяти;
• Формирование и развитие логического мышления;
• Введение в активную речь простейших математических терминов;
• Развитие умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
• Формирование у детей основ конструирования и моделирования;
• Развитие мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения;
• Активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
«Маша и гуси-лебеди»
Задачи:
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, ориентировку в пространстве и на бумаге;
Формировать умение договариваться между собой;
Закреплять счет в пределах 12 и состав числа 12, знание геометрических фигур, понятия больше – меньше, на сколько;
Воспитывать интерес к математике, доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально - коммуникативное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Предварительная работа:
Повторение русской народной сказки «Гуси – лебеди»;
Решение задач на сообразительность;
Рассматривание планов местности.
Материалы :
Силуэт печки, силуэт подноса, плоскостные «пирожки» (7 круглых и 5 овальных, силуэт яблони с прикреплёнными плоскостнами «яблоками» (2 зелёных и 10 красных, корзинка, 12 «камней» (из ватмана, 2 скакалки, для обозначения реки, плоскостной домик, составленный из разных геометрических фигур, цифры: «1» - 2 шт., «2» - 2 шт., игрушка Ёж, лист ватмана (А3) для плана местности, цветные восковые мелки.
Перед началом занятия оформить игровые зоны: печь, яблоня, речка, ёж, избушка Бабы Яги.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам сказку. Сказка не простая, а на новый лад. Будьте, пожалуйста, очень внимательны.
Жила-была девочка Машенька. И был у нее братец Иванушка. Вот как-то раз родители уехали в город и наказали дочке присмотреть за братцем. Не послушалась Машенька родителей, ушла гулять с подружками, а братца оставила во дворе. Заигралась она и не заметила, что Иванушку украли гуси-лебеди и унесли Бабе-Яге.
Побежала Машенька братца выручать.
Пошла она по лесу, и через 1 километр повстречала печку (обратить внимание детей на цифру «1» и прикрепить на доску). Печка ей говорит: «Машенька, пожалей меня, достань пирожки, а то сгорят!». Девочка выполнила просьбу печки и просит: «Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?», а та ей и говорит: «Сосчитай, сколько у меня круглых пирожков, а сколько овальных?», «А каких из них больше? Докажи!», «Сколько всего пирожков?» (дети выполняют задание). Ответила девочка печке, та ей дорогу указала. Отправилась Машенька дальше.
Пробежала она 2 километра и повстречала яблоньку (показать детям цифру «2» и прикрепить рядом с единицей). Просит яблонька девочку: «Сними мои яблочки, тяжело мне их держать». Машенька сняла яблоки, 2 из которых оказались зелеными, а остальные красные. Яблонька спрашивает девочку: «Сколько же из них красных?», «Сколько зеленых?», «Сколько всего яблок?» (дети выполняют задание). Ответила Машенька яблоньке и побежала дальше.
Прошла Машенька ещё 2 километра (вновь показать детям цифру «2» и прикрепить на доску) и увидела молочную речку с кисельными берегами. Ребята, какая речка? (широкая). Как же нам перебраться через нее? (по камням). Давайте еще и посчитаем камни. (дети перепрыгивают с «камня» на «камень», при этом считают их). Речка спрашивает Машеньку: «Сколько камней?» (дети отвечают). Ответила Машенька речке и побежала дальше.
Пройдя еще 1 км (показать цифру «1» и добавить ее к остальным цифрам на доске, Машенька повстречала ёжика и попросила его проводить до избушки Бабы-Яги. Ё жик ей говорит: «Отгадаешь мою загадку, провожу». Машенька согласилась. «В глухом – глухом лесу растет маленькое – маленькое деревце. На нем 6 веток. На каждой ветке сидит синичка, каждая синичка держит в клюве букашку. Сколько веток на дереве?» (дети выполняют задание)
Отгадала Машенька загадку и ёжик повёл её к опушке, где стояла избушка на курьих ножках. «Из каких геометрических фигур состоит домик?» (дети выполняют задание).
Зашла Машенька в избушку, а там Иванушка сидит на лавочке и играет с клубочками. Девочка стала просить Бабу-Ягу отпустить братца домой. А Баба-Яга говорит: «Хорошо, отпущу Иванушку, если ответишь на мой вопрос: сколько километров ты прошла от дома до моей избушки?».(дети, глядя на доску с цифрами, выполняют задание). Ответила Машенька и на этот вопрос. Баба-Яга отпустила Иванушку, и они с Машенькой вернулись домой.
А дома девочка решила нарисовать план местности, чтобы рассказать подружкам о своем путешествии (дети рисуют план местности).
Молодцы, ребята, вы замечательно выполнили задания. Помогли Машеньке вернуть братца.