Получи документы

Мнемотаблицы в работе с детьми на занятиях по развитию речи в подготовительной группе анализ занятия

Мария Егоркина
Мнемотаблицы в работе с детьми на занятиях по развитию речи в подготовительной группе анализ занятия

Мнемотаблицы в работе с детьми на занятиях по развитию речи в подготовительной группе анализ занятия.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Ведь дети пока лишены возможности что-то себе отметить или записать. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Публикация «Мнемотаблицы в работе с детьми на занятиях по развитию речи в подготовительной группе анализ занятия» размещена в разделах

Поэтому часто нами на занятиях по развитию речи используются мнемотаблицы. Одним из примеров можно взять занятие, которое запланировано по перспективному плану на вторую неделю февраля: тема: «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. В занятии на тему «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг», мнемотаблицы используются на протяжении всего хода: в первой части дети составляют описательный рассказ о щенке, для написания объявления. Во второй части составляют небольшой рассказ о щенке с придумыванием окончания истории.

Отметим так же, что преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

– дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но у современных детей быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать :

• Ассоциативное мышление,

• Зрительную и слуховую память,

• Зрительное и слуховое внимание,

• Воображение.

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Использование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:

Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;

Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

• Обучать детей правильному звукопроизношению.

• Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.

Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

• использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;

• решение в единстве развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка,

• специальную организацию пространственно-развивающей среды,

развитие мотивационно – потребностной сферы речевой деятельности

• взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса (воспитатель, музыкальный руководитель)

В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании связной речи

– наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия.

– создание плана высказывания, он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также, то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на значимость этого фактора неоднократно указывал Л. С. Выготский).

Эффективным средством обучения детей связному воспроизведению прочитанного текста является использование на занятиях иллюстративного панно с красочным изображением общей обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие всего сюжетного действия рассказа. Целесообразно располагать такие опорные объекты на картине-панно в линейном ряду, в соответствии с последовательностью фрагментов. Иллюстрирование мы проводм с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Панно выкладываем на магнитной доске (как в данном занятии) или в компьютере и выводиться на экран телевизора. Демонстрационное панно мы используем многопланово: для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, для иллюстрирования ребёнком пересказа товарища или своего пересказа и т. п. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля за построением высказываний; помогает более точно воспроизводить последовательность событий. Картины – панно могут использоваться и при обучении детей планированию составляемого пересказа (выделение основных сюжетных звеньев рассказа; моделирование действий персонажей, предваряющее пересказ, и др.).

Начинаем знакомство с мнемотехникой на занятиях по речевому развитию можно с 3 лет, знакомим ребенка сначала с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы - описания по картинкам.

Модель занятия по развитию речи

Тема: Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Программное содержание: Связная речь: учить детей развивать предложенный сюжет, составлять продолжение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова

Звуковая культура речи : учить дифференцированию звуков Ш и Ж ; использованию вопросительной и повествовательной интонации.

Воспитывать интерес, желание самим придумывать рассказы, помогать друзьям.

Словарная работа : Щенок, конура, «водой не разольёшь».

Методы и приемы: Беседа, игра, план рассказа, рассказы детей, вопросы к детям, приём «я начну, а вы закончите», оценка, итог занятия.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, конуры, мнемотаблица.

Предварительная работа : Беседа с детьми о взаимопомощи, милосердии к человеку и животному, дидактическая игра «Вежливые слова», «Что такое хорошо, что такое плохо»

Литература: Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет/Под ред. О. С. Ушаковой. М. :,2014. С. 171

Ход занятия

Занятие начинается с приветствия.

Дети все собрались в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

- Молодцы, а теперь изобразите: ласкового котёнка, злую собаку, игривого жеребёнка, бодливую корову. (Дети изображают)

- А теперь послушайте загадку:

Кверху мордочку задрав,

Громко лает он «Гав-Гав»,

Каждый догадаться смог –

Это озорной … (щенок).

- Правильно, ребята, это щенок. (На магнитную доску вывешивается картинка с изображением щенка)

- Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ на тему «Четвероногий друг». Но сначала мы поиграем в игру, которая называется так же

«Четвероногий друг»

- Дети, слышите, под нашей дверью кто-то скулит. Да это же щенок! Кажется, он потерялся. Чем мы сможем ему помочь? (Ответы детей)

- А как нам найти его хозяина? (Ответы детей)

Наверное, лучше всего написать объявление. Только надо хорошо описать щенка, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой у него характер. (Дети описывают щенка с помощью мнемотаблицы)

-Молодцы! Я думаю, что хозяин щека, прочитав объявление обязательно откликнется!

- Ну что ж, пока хозяин не нашел щенка, его надо взять к себе домой. Но представим такую ситуацию, что ваша мама не хочет оставлять щенка дома. Попробуйте ее уговорить, доказать, что собака - самый верный друг человека, что щенок вам просто необходим. (воспитатель берёт на себя роль мамы, и дети пытаются ее уговорить.)

Ребенок: «Мама, я нашел на улице щенка и хочу оставить его у себя.»

Мама: «У меня и так забот хватает!»

-Кто с ним будет гулять, нас целый день нет дома?

-Чем мы будем его кормить?

-Он порвет нам все обои, будет грызть мебель! (ответы)

- Хорошо, вы меня убедили.

Щенок радуется вмести с вами и хочет узнать, где он будет жить. (будка, конура)

-Ну, а сейчас пришла пора отдохнуть. Вы согласны?

Физминутка

Мы на улицу пошли (дети шагают)

И щеночка там нашли. (дети с удивлением разводят руки в сторону)

Наш щеночек маленький (дети приседают, показывая рукой, какой он маленький)

Грелся на завалинке. (дети встают и потягиваются)

Ты, собачка, где гуляла?. (дети медленно грозят указательным пальчиком)

Деткам косточки искала. (дети кружатся вокруг своей оси)

Мы с собачкою гуляли… (дети шагают)

Ничего не потеряли. (дети качают головой)

-Ребята, а вы любите играть? У меня для вас есть очень интересная игра, а называется она «Доскажи словечко», я начинаю, а вы продолжаете, только одно условие звук (р) в словах нужно прорычать, как это делает щенок:

Ра-ра-ра-начинается… игра

Ры-ры-ры- у мальчика….шары

Ро-ро-ро-у нас новое ведро

Ри-ри-ри-на ветках….снегири

Ор-ор-ор- созрел красный…. помидор

Ру-ру-ру-мы закончили…. Игру

-Ой, ребята пока мы с вами играли, щенок порвал страницу из книги и теперь ее невозможно прочитать. Давайте попробуем восстановить текст рассказа. Я прочитаю начало, а вы будете продолжать и заканчивать. Слушайте меня внимательно.

Однажды Миша пошел гулять. Вдруг оно услышал, что под кустом кто-то жалобно пищит. Он заглянул туда и увидел совсем маленького щеночка. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой.

Беседа по содержанию

(По ходу беседы на магнитную доску вывешиваются мнемоквадраты)

- Куда пошел Миша?

- Что он услышал?

- Кого Миша увидел под кустом?

- Каким был щенок?

- Что сделал Миша?

Повторное чтение рассказа, придумывание продолжения рассказа с опорой на мнемотаблицу

Однажды Миша пошел гулять. Вдруг оно услышал, что под кустом кто-то жалобно пищит. Он заглянул туда и увидел совсем маленького щеночка. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой.

- А как вы думаете, что могло случиться дальше?

Дети придумывают продолжение и окончание рассказа с наглядной опорой на составленную мнемотаблицу.

- Миша очень подружился со щенком так, что про них можно сказать: "Их водой не разольешь". Как вы понимаете это выражение? Можно ли закончить этим выражением наш рассказ? Давайте закончим фразу, которую я начну, чтобы получилось созвучно.

Мы на улицу пошли… (и щеночка там нашли)

Наш щеночек маленький … (грелся на завалинке)

Мы с собачкою гуляли … (не чего не потеряли)

Миша подружился со щенком, теперь они не разлей вода.

Как вы понимаете это выражение?

- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? О ком придумывали рассказ?

-Молодцы! Вы придумали очень интересные рассказы. А у кого конец рассказа получился более интересным?

-Как вы думаете у щенка сейчас какое настроение? Почему? А у вас?

-Я, думаю, когда найдется хозяин щенок, настроение его будет еще лучше, ну а пока щенок поживет у нас. Вы согласны?

- Щенок очень вам благодарен – ведь у него теперь есть настоящий верный друг, который будет всегда о нем заботиться.

Публикации по теме:

Использование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьмиИспользование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьми Меня зовут Манникова Инна Анатольевна, я – учитель логопед. Сегодня я вас познакомлю с многофункциональным логопедическим пособием «Играйка».

Мнемотаблицы в работе с детьми при разучивании стихотворений (из опыта работы)Мнемотаблицы в работе с детьми при разучивании стихотворений (из опыта работы) Одной из эффективных форм развития речи дошкольников является заучивание стихотворений. Стихотворения развивают у детей память, речь, мышление,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие с космонавтом»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие с космонавтом» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие с космонавтом" Цель: формирование познаний о космических.

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы»Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы» Цель: Совершенствовать умение составлять связный рассказ о домашнем питомце с опорой на мнемотаблицу Задачи: • Вызвать интерес, способствовать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы «Домашние животные» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы: "Домашние животные" Цель: Закрепить знания детей о домашних.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых» Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мире насекомых» Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, продолжать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотаблицы в работе с детьми на занятиях по развитию речи в подготовительной группе анализ занятия
Опубликовано: 17 августа 2023 в 06:23
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД