Приложение МААМ

Многофункциональный кейс по финансовой грамотности «Рублик — финансист» для старшего дошкольного возраста

Татьяна Филиппова
Многофункциональный кейс по финансовой грамотности «Рублик — финансист» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Публикация «Многофункциональный кейс по финансовой грамотности „Рублик — финансист“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д. Б. Эльконин).

Как справедливо отмечает С. А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания?

К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы.

Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Дети должны знать о банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Чтобы познакомить дошкольников поближе с финансовой грамотностью нами было разработано дидактическое пособие: Многофункциональный кейс «Рублик финансист»

Актуальность и целесообразность: Новые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают ряд социальных проблем. Поэтому воспитание финансовой грамотности надо начинать уже с дошкольного возраста. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Основы финансовой грамотности могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений «разумного ведения домашнего хозяйства».

Для того чтобы грамотно реализовать ФГОС дошкольного образования педагог должен использовать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Для этой цели был создан своими руками многофункциональный кейс «Рублик – финансист»

Практическая значимость. Работа с многофункциональным кейсом «Рублик – финансист» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

- информативности;

- полифункциональности;

- одновременному использованию подгруппой детей;

- дидактики (лэпбук обладает всеми дидактическими свойствами);

- кейс обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников.

Многофункциональный кейс - отличный способ закрепить определенную тему с детьми. Это собирательный образ пособия, которое обеспечивается заданиями предметно-познавательного, профессионально-речевого и рефлексивно-оценочного типов и направлен на умение видеть проблему и решать ее; умение анализировать, строить гипотезы, предполагать; способствовать коллективному решению сложные задачи. Кейс «Рублик – финансист» рассчитан на повышение финансовой грамотности дошкольников. В любое время ребенок может достать его и прожить как бы взрослую жизнь пройдя все испытания и заработав деньги. Задания кейса позволяют знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой деятельности.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

1. Закреплять первичные экономические понятия: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности.

2. Развивать знания о товаре и цене и практически применять в товарно-денежных отношениях.

3. Расширять знания детей об орудиях труда и профессиях и о составляющих семейного бюджета: зарплата, пенсия.

4. Закреплять знания о соотношении денежной единицы с числом на основе состава числа

5. Расширять понятия о продукте и умение его презентовать.

6. Формировать основы экономической культуры дошкольников и практически применять знания при покупке.

7. Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения во время игры.

Описание: Это многофункциональный кейс, изготовлен в виде коробки с выдвижным коробом. На верхней стороне коробки изображение банка и героя игры рублика. А также поле ходов с цифрами и картинками. К полю прилагаются схемы ходов со стрелками и цифрами. Внутри выдвижной короб, разделен на двенадцать отделов с цифрами от 1 до 12. В каждом отделе находятся конверты с играми: 1- «Собери деньги»; 2-«Кошелек» (Бюджет семьи); 3- «Реклама товара»; 4- «Найди лишнее»; 5- «Сложи слово»; 6- «Товар и цена»; 7- Экономические ребусы»; 8- «Кому, что нужно для работы»; 9- «Экономические задачи»; 10- «дорисуй деньги»; 11- «Размен денег»; 12- «Сюрприз». Сюрприз содержит коробочки и игрушками. Также внутри находятся песочные часы, монеты, изготовленные из фанеры и кошельки из фетра. Представленный материал дети могут использовать как самостоятельно, так и совместно с воспитателем.

Многофункциональный кейс «Рублик-финансист» может быть дополнен дидактическими играми на усложнение. Имеет огромную практическую значимость и представляет ценность как для воспитателей, так и специалистов.

Использование кейса: Достать коробку, рассмотреть её познакомиться с правилами, изучить ходы и схемы, соотнести цифры с отделами выдвижного короба. Выбрать себе схему ходов и проходя выполнять задания на время, используя песочные часы. После выполнения каждого заданий получать деньги: если справился быстрее соперника получаешь наибольшую сумму. В конце игры подсчитать заработанные деньги и купить себе приз. Каждый приз по своей цене.

Представляем игры нашего кейса:

1. «Размен денег»

Цель: Развивать умения детей считать деньги на основе состава числа; формировать представления о соотнесении числа с денежной единицей и её составляющей.

Ход игры: Ребёнок берёт домик с разным количеством этажей и с двумя окошками. На крыше домика прикрепляется цифра в пределах 10. Необходимо (с помощью двух лент с цифрами) составить число, указанное на крыше с помощью двух наименьших цифр. Кто справляется с заданием быстро получает до 6 рублей.

2. «Товар и цена»

Цель: Формировать у детей представления о товаре; дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи;

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. После покупки всех товаров он должен посчитать всю сумму, которую он потратил за покупки. За правильный подсчет товара он получает деньги до 5 рублей

3. «Кошелёк»

Цель: формировать у воспитанников навыки планирования семейного бюджета и его значимости; расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Ход игры: Детям даются карточки с изображением папы, мамы, дедушки, бабушки с цифрами. Ребёнок подставляет цифры заработной платы и подсчитывает семейный бюджет. Подсчитав бюджет, он ставит цифру в квадратик, и за это получает 8 рублей.

4. «Дорисуй деньги»

Цель: Развивать у детей представление о деньгах; Формировать внимания, зрительную память.

Материал: таблицы с недорисованными деньгами.

Ход игры: ребенку предлагаются таблицы с недорисованными деньгами. Ему предлагается назвать купюру и дорисовать эти недостающие детали. После выполнения задания получает до 3 рублей.

5. «Кем быть?»

Цель: Закрепить знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах; формировать умение соотносить орудие труда с профессией.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, учитель, строитель, врач) и трудового действия (взвешивания товара, готовит еду, лечит, учит и т. д.)

Ход игры: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них и получает монету в 6 рублей

Вариант 1: Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

Вариант 2: Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

6. «Собери деньги»

Цель: Закрепить представление детей о целостном образе предмета, развивать умения соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать денежную купюру из отдельных частей.

Материал: Конверт с разрезными денежными купюрами и целой купюрой (образец).

Ход игры: Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с изображением денежной купюры. Он внимательно рассматривает образец и собирает купюру из отдельных частей. По окончании выполнения задания ребенок сравнивает полученное изображение с целостным изображением на денежной купюре. Если он первый собрал картинку, то ему вручается монета достоинством 1рубль.

7. «Найди лишнее»

Цель: Закрепить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал: Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Ход игры: Перед ребенком лежат четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, он объясняет свой выбор. Если первый называет все лишние предметы, то получает монету достоинством 5 рублей.

8. «Прорекламируй товар»

Цель: Развивать умения детей рассказывать о товаре с интересом, чтобы захотелось его купить.

Материал: Разные товары (продукты и промтовары)

Ход игры: Ребенку предлагаются разноцветные мешочки, в которых находятся различные товары. Ребёнок выбирает один мешочек достает из него товар и рекламирует- рассказывает о нем, так, чтобы другим захотелось его купить. Если он лучше других разрекламирует товар, то получит монету 4 рубля.

9. «Составь слово»

Цель: Закрепить знание букв и умение составлять слово из слогов.

Материал: Конверты с набором разных слогов

Ход игры: Ребенку предлагается набор из разных слогов. Ему необходимо собрать слово и прочитать его. Кто быстрее справился с заданием получает монету 5 рублей

10.«Экономические ребусы»

Цель: Упражнять детей в умении разгадывать ребусы; развивать логическое мышление и зрительную память.

Материал: Наборы картинок с загаданным словом по финансовой грамотности

Ход игры: Ребенку предлагается картинка с зашифрованным словом, ему необходимо разгадать и назвать слово по финансовой грамотности. Если он справляется с заданием получает монету 8 рублей.

В конце игры дети подсчитывают выигранные деньги могут себе купить приз (призы с определенной ценой находятся в ячейках короба)

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многофункциональный кейс по финансовой грамотности «Рублик — финансист» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 16:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многофункциональный кейс по финансовой грамотности «Рублик — финансист» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Филиппова (УИ 276259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД