Наталья Будякова
Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Будякова Н. Л. ,
воспитатель группы компенсирующей направленности
Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность. Современным обществом признается необходимость и целесообразность создания для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) среды, средств, помогающих их успешной социализации, развитию самостоятельности, социальных и жизненных знаний. Перед воспитателями детского сада встают вопросы: как построить процесс образования, воспитания и развития, какие эффективные формы и виды деятельности применять для коррекционно-развивающей работы.
Публикация «Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова : дети с ОВЗ, народная кукла, куклотерапия, социализация, арттерапия, игротерапия.
Практическая деятельность воспитателей указывает, что трудности социализации детей с ОВЗ зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. В наибольшей степени многочисленной и разнородной категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Очень часто такие дети имеют диагноз - расстройство аутистического спектра. Ребятам сложно понимать обращённую речь и как следствие этого - выполнять задания. Но при этом, основными задачами работы являются: развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и психологической, эмоциональной адекватности. Социализация данной категории детей без этого невозможна.
Для успешного взаимодействия с детьми с ОВЗ требуется посредник. Таким посредником стала народная кукла. Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка с ОВЗ и взрослого. Метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол называется куклотерапией. Цель куклотерапии – помочь устранить болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной деятельности. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).
Как показывает опыт, значительное место в эмоциональном развитии детей с ОВЗ способны занять средства народной культуры. Одно из них – народная кукла. В последние годы повысился интерес к традиционной народной кукле. Возвращаясь к истокам, многие стали изготавливать эти куклы. Кукол применяют в игровой терапии и арттерапии. В том случае, когда применятся готовые куклы речь идет об игротерапии, а если же куклы изготавливаются самими, то это уже предмет арттерапии.
Куклу, к которой ребенок больше всего испытывает привязанность, можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и хорошо завершается. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с их помощью дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может объяснить ребенку то, что ребенок не поймет словами.
Народная кукла делает возможным решать широкий спектр коррекционных, психотерапевтических, развивающих задач. Несмотря на свою внешнюю простоту, народная кукла не лишена яркой харизмы. У ребенка, который знакомится с этой куклой, проявляются сильные чувства принятия, радости, иногда чувство отторжения. А вот равнодушие встречается очень редко.
Народная кукла отличается от других рядом особенностей. При её изготовлении не требуется конкретной системы выкроек. Благодаря этому она доступна для детей и взрослых, единый технологический процесс дает каждый раз индивидуальный результат. Народные куклы похожи, но совершенно не одинаковы. Так как у них нет нарисованного лица, они безлики, но не безличны. При их изготовлении ребенок проявляет свою индивидуальность, выражает свои внутренние психологические особенности.
В куклотерапии народные куклы используются при коррекционной работе со страхами, тяжелыми нарушениями речи, заиканием, нарушением поведения, а ещё с детьми, получившими эмоциональную травму.
При занятиях с народной куклой возникает две опасности, которые необходимо избегать. Первая опасность – это обратить коррекционно – развивающую работу в кружок «умелые ручки». Вторая опасность – чудодейственность куклы, внесение в занятия куклотерапией проникновение к сакральным таинствам, ритуальному обряду. Необходимо оставаться в научном поле и иметь психологический контекст.
Таким образом, о перспективе метода куклотерапии с использованием народной куклы свидетельствуют те факты, что создается особенная «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка с ОВЗ. Можно подчеркнуть следующие функции, которые реализуются куклотерапией : коммуникативная, релаксационная, развивающая, обучающая.
Список литературы.
1. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы –М. : Ладога -100, 2007 – 75с.
2. Гребенщикова, Л. Г. Основы куклотерапии : галерея кукол– СПб. : Речь, 2007- 125с.
3. Слабинский В. Ю., Воищева Н. М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия» : методическое руководство. – СПб. : ИМАТОН, 2015. – 136 с.
4. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда–СПб. :Речь,2007-235с.