МААМ-картинки

Народное творчество в развитии игрового творчества детей

Ефимова Светлана
Народное творчество в развитии игрового творчества детей

ГБДОУ детский сад № 75 Московского района Санкт-Петербурга.

Консультация для педагогов

«Народное творчество в развитии игрового творчества детей»

Подготовила:

Воспитатель Ефимова С. И.

Народное творчество в развитии игрового творчества детей.

Публикация «Народное творчество в развитии игрового творчества детей» размещена в разделах

Народное творчество, как проявление творчества народа близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа).

Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра, музыка и др. Таким образом, «у ребенка складываются и развиваются одновременно и во взаимодействии две главные человеческие способности - созидание и усвоение» (М. С. Каган).

В системе гуманитарно-экологического образования дошкольника мы определили наиболее эффективные, на наш взгляд, методы использования народного творчества.

1. Каждодневное звучание пословиц, поговорок и т. п. из уст воспитателей в разных педагогических ситуациях.

2. Включение разных жанров народного творчества в цикл экологических мероприятий.

З. Сопровождение занятий (по краеведению, развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, физической культуре) народным творчеством природоведческого содержания.

4. Специальные занятия.

Как показал опыт, для таких занятий необходима особая предметно-пространственная среда. Она была создана в «Уголке русского быта», где среди старинных предметов, мебели, игрушек, народных инструментов фольклор звучит особенно ярко, задушевно. Печка, сундук «со сказками» и интересными вещами, ларец «с загадками», колыбелька с младенцем «оживают» на занятиях, создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим. В этом уголке проводятся народные игры, исполняются фольклорные песни, инсценируются сказки.

Занятия по народному творчеству в уютной, по-домашнему милой горенке, - это встречи с бабушкой Варварушкой, дедушкой Егором и домовым Нафаней. Кукольные персонажи воспринимаются детьми, особенно младшего возраста, как полноправные участники действия. Постоянно меняющееся место обитания Нафани (печь, сундук, буфет) вызывает радость от поиска и неожиданности его появления.

Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом. Они обеспечивают непринужденное освоение традиций общения в семье, отношения к гостям, пришедшим в дом, культуры праздничного стола, вручения подарка и т. п.

Один раз в неделю занятия проводит педагог, беря на себя, то роль хозяйки - бабушки Варварушки, то роль хозяина - деда Егора и действуя соответствующими куклами. Иногда он становится сказочником.

Занятия по народному творчеству отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы.

Темы занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования.

Одной из привлекательных форм приобщения к народному творчеству является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм.

Спектакли детского фольклорно-экологического театра опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру-драматизацию.

В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т. д.

Игра-драматизация- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющая ребенку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. Предпочтение отдается народным сказкам экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники.

В работе детского фольклорно-экологического театра используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев, потешки, заклички, небылицы.

Особое место в играх-драматизациях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением.

На специальных занятиях по народному творчеству дети знакомятся с культурой, традициями народов нашей страны и ближнего зарубежья.

В спектакле «Волчья песня», созданном по мотивам одноименной украинской народной сказки, дети с большим увлечением «колдуют», забывая об условности происходящего действия, каждый раз привносят новое в сценарий игры-драматизации: Простой сюжет сказки дает возможность импровизации, что делает сценическое действо интересным, живым и неутомительным.

Дети любят сочинять сказки или создавать их по «готовой модели», то есть известный сюжет получает новую интерпретацию.

Таким образом, игры-драматизации на материале народного творчества позволяют реализовать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человеку в ней, приобщают не только к этнокультуре, но и к культуре экологической, вводят в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Используемая литература:

Асеева Е. Малыши в мире творчества.

Артемова Л. В. Театрализованные игры.

Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

Паршукова Г. В Сказочной стране.

Рогожникова М. Театрализованная сказка.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество»Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество» Три года назад, когда мы с детьми перешли в среднюю группу, я начала проводить с ними кружок "Народное творчество" Основная цель кружка.

Фотоотчёт «Народное творчество»Фотоотчёт «Народное творчество» [Фотоотчёт по теме «Народное творчество» в группе «Солнышко»b][/b] Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Народное творчество. Тряпичные куклыНародное творчество. Тряпичные куклы Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой. Задачи: 1. Изучение истории возникновения народной тряпичной.

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное творчество в развитии игрового творчества детей
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 12:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД