Папки-передвижки

Народные сказки орочей коренного народа Хабаровского края

Ирина Животова
Народные сказки орочей коренного народа Хабаровского края

Одной из немаловажных задач в воспитании детей является формирование патриотических чувств. Закладывать базисные представления о нашей стране надо начинать со знакомства с малой родиной. С знакомства с родным городом, его достопримечательностями, природой родного края, с его историей. Узнать о жизни коренных жителей Дальнего Востока можно из сказок, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Язык сказок близок и понятен детям, он является прекрасным материалом для формирования представлений детей о быте, традициях, о мудрости народа живущего в конкретных культурно- исторических и природных условиях.

Публикация «Народные сказки орочей коренного народа Хабаровского края» размещена в разделах

Сердитый Удяка

Жил сердитый Удяка. Был у него старший брат. Жили в чуме на берегу реки. Охотились.

Однажды старший брат взял лук и стрелы, сел в берестяной челнок и отправился на охоту. Приплыл в заводь. Стемнело. Кругом ничего нет, никакой дичи. И вот в полночь раздался девичий голос:

— На склоне лось пасётся. Лося не прогляди.

Это говорила хозяйка леса, хозяйка тех мест. Старший брат увидел лося. Выстрелил. Убил, привёз домой. Удяка встретил его, обрадовался: «Мяса поедим!» Когда мясо доели, Удяка говорит:

— Теперь я на охоту пойду. Я хочу подстрелить лося. Расскажи, брат, где охотился. Я в те места пойду.

Брат говорит:

- Ты нетерпеливый. Ты лося спугнёшь.

- Нет, — говорит Удяка, — не спугну, ты только скажи, куда идти.

Старший брат рассказал. Удяка приплыл к заводи. Сидит, ждёт. В полночь раздался девичий голос:

— На склоне лось пасётся. Лося не прогляди.

Удяка как закричит:

— Ты что, девушка, болтаешь, лося пугаешь!

Лось убежал. Удяка вернулся домой. Старший брат спрашивает:

- Ну что, Удяка, лося видел?

- Видел, но какая-то девушка вдруг забормотала, зверя спугнула.

Старший брат говорит:

— Сиди дома, я пойду на промысел.

Он взял сеть и поплыл в заводь. Поставил сеть. Стемнело. Рыба не идёт. В полночь раздался девичий голос:

— Иди домой, набери берёсты. Вырежь из берёсты хороших рыб — кету, форель, хариуса. Красным и синим камнем их раскрась. А потом приходи, снова сеть поставь и побросай берестяных рыб в воду. (Охотники, рыболовы, чтобы им повезло, рисовали зверей и рыб или вырезали их из дерева)

Старший брат сделал всё, как сказала девушка. Снова поставил сеть. Побросал в воду берестяных рыб. В полночь раздался голос:

— Спать не ложись. Много рыбы возьмёшь.

Старший брат спать не лёг. Вытащил сеть. Там было полно рыбы: кета, форель, хариус — как раз та рыба, что он вырезал из берёсты. Вернулся домой. Удяка удивляется:

- О, как много рыбы! Какая крупная! Где ты столько наловил?

- В заводи, — отвечал старший брат.

- И я пойду в заводь! И я хочу так много наловить! — кричит Удяка.

Старший брат ничего не сказал. Зачем спорить с Удякой? Пусть ловит.

Удяка сел в челнок, отправился в заводь. Поставил сеть. Стемнело. Рыба не идёт. В полночь раздался девичий голос:

— Удяка, вырежь из берёсты хороших рыб.

Удяка вскочил да как закричит:

— Что за чёрт мешает рыбачить! Замолчи или застрелю! — И он пустил стрелу туда, откуда доносился голос.

Голоса больше не было. Удяка вытащил сеть, она была пустой. Злой, Удяка вернулся домой. Старший брат спрашивает:

- Ну что, Удяка, наловил рыбы?

- Нет, не наловил. Откуда рыба? Кто-то около заводи крик поднял — не то девушка, не то чёрт. Вся рыба разбежалась.

Они съели рыбу, что поймал старший брат. Есть нечего. Опять старший пошёл на охоту. В глухом лесу нашёл одинокий чум. В нём жила девушка. Старший брат взял её в жены, привёл на свою речку. Удяка позавидовал брату, что у него есть жена.

Старший брат на охоту ходит, жена еду варит, воду носит, а Удяка далеко от чума не ходит, дрова в лесу рубит, к чуму носит. Так жили.

Однажды старший брат ушёл на охоту, жена его — за водой на речку. Удяка один в чуме. Думает: «Как бы брата сгубить, а жену его себе взять?» И он выкопал в чуме на том месте, где спит брат, глубокую яму, глубиной до нижнего мира. Сверху он прикрыл яму ветками и травой. Вернулась жена брата, стала варить еду. Вернулся с охоты брат. Говорит:

- Ох, как я устал!

- Ляг, полежи, — говорит жена.

Старший брат лёг — и полетел в пропасть, в нижний мир. Упал, ударился, смотрит по сторонам. Видит, речка течёт, по берегу идёт собака. Собака говорит:

— Я есть хочу.

Старший брат вынул нож, заострил ветку, сделал острогу, спустился к воде, добыл большую кету, дал собаке.

— На, ешь.

Потом пошёл вверх по речке. Видит чум. В чуме старушка. Она спрашивает:

- Зачем пришёл?

- Не знаю, — отвечает старший брат.

- Ты встретил собаку?

- Встретил, дал ей рыбы, — отвечает старший брат.

- Какое место ты ищешь, тёмное или светлое? — спрашивает старушка.

- Светлое, — отвечает старший брат.

А в чуме у старушки две двери открыты. В одной — темнота, в другой — свет. Старушка подвела его к двери, где свет, и вытолкнула наружу. Старший брат полетел и очнулся в светлом мире около своего чума. В это время Удяка в чуме говорит его жене:

— Мой брат, твой муж, пропал. Теперь я займу его место. Теперь я буду твоим мужем.

Женщина говорит:

— Что ж, займи его место, полежи на его месте, пока я сварю еду.

Удяка обрадовался и лёг на место старшего брата, забыл про яму. И полетел в нижний мир. Очнулся. Видит собаку. Собака говорит:

— Я есть хочу.

— Отстань! — крикнул Удяка и ударил её палкой.

Потом пошёл вверх по речке. Видит чум. В чуме старушка. Она спрашивает:

- Зачем пришёл?

Удяка говорит:

- Что ты лезешь с расспросами? Отстань!

Но старушка опять спрашивает:

- Ты собаку встретил?

- Встретил, — говорит Удяка, — дал ей как следует палкой!

Старушка снова спрашивает:

Какое ты место ищешь, тёмное или светлое?

— Ох как вы мне все надоели! — кричит Удяка. — Лучше тёмное, чтобы никого из вас не видеть.

Старушка подвела его к двери, где темнота, и вытолкнула наружу. Не стало Удяки.

А старший брат с женой хорошо жили. Не нужен им сердитый Удяка.

КРАСАВИЦА И ЗЛАЯ ПЭГЭЛИКТУ

На берегу реки жила красавица. Одна жила. Однажды пошла она по воду. Возвращается в чум, а там на почётном месте, против входа, сидит богатырь-охотник.

Красавица накормила гостя.

- Буду жить с тобой, — говорит богатырь.

- Я рада тебе, — говорит красавица. — Я живу одна. Нет в моём чуме ни сочного лосиного мяса, ни жирных осетров. Приноси мне рыбу и мясо.

Стали они жить вдвоём. Богатырь к реке ходил — рыбу ловил, в лес ходил — зверя

стрелял. Всего у них было вдоволь, крышу чума сделали из лосиного сала. Так и жили.

Однажды неизвестно откуда пришла женщина с коротко обрезанными волосами.

Охотник был в тайге. Та женщина подошла к чуму и стала грызть крышу. Голодная была.

Красавица вышла, смотрит — женщина из чужой земли. Одежда на ней чужая, не из

рыбьей кожи, а из звериной. Красавица пригласила её в чум, накормила. Ту женщину

звали Пэгэликту, что значит «стриженая». Пэгэликту говорит:

- Давай я тебя причешу.

- Не надо, — говорит красавица.

Но Пэгэликту запустила пальцы в её волосы. Тут красавицу на сон потянуло.

Заснула она. Тогда Пэгэликту усыпила ее. Перестала дышать красавица. Пэгэликту

переоделась в её одежду, а тело красавицы оттащила в лес.

Поздно вечером вернулся охотник. Было темно. Он не догадался, что его

встретила не жена, а чужая женщина.

- Зачем волосы обрезала? — спросил он.

- Я огонь разводила, волосы загорелись, я их обрезала.

Утром Пэгэликту говорит:

- Переедем на тот берег, здесь нечистая сила.

Они переехали на тот берег. Там жили младшие братья охотника, шесть

богатырей. Один из братьев пошёл встречать лодку. А потом пришёл домой и сказал :

— Старший брат нас обманул. Говорил, что жена у него красавица. Говорил, что

волосы у неё длинные, блестящие. Я видел его жену. Она совсем не красавица. И

волосы у неё коротко обрезаны.

Охотник пришёл к братьям, а они говорят:

— Сами себе стройте чум. С нами жить не будете.

Старший брат и Пэгэликту построили чум. Однажды шестеро братьев поехали на

другой берег. Пэгэликту закричала:

— Стойте! Не плывите туда! Там нечистая сила!

Но братья её не послушали. На том берегу они пошли в гору, искать черёмуху. И

нашли красавицу. Красавица не дышит. Осмотрели её и разбудили. Красавица говорит:

— Вы меня оживили.

Братья завернули её в берёсту, сверху набросали веток черёмухи и понесли домой.

- Что у вас? — кричит Пэгэликту.

- Черёмуха, — отвечают братья.

- Дайте и мне! — кричит Пэгэликту.

Дали ей ветку. Дома братья и красавица стали смеяться над Пэгэликту.

Охотник услышал голос красавицы и пошёл к братьям.

— Зачем пришёл? Живи с Пэгэликту! — говорит красавица.

— Я возьму тебя в мой дом, — говорит охотник. — Ты моя жена. А Пэгэликту будет

дрова носить, еду варить.

Красавица снова стала жить у охотника. И вот родила сына. Все обрадовались: и

она, и отец, и его братья.

Однажды охотник с братьями пошёл ковать железо, чтобы сделать оружие. Пэгэликту побежала к нему и говорит:

— Твоя жена зовёт меня за черёмухой.

Потом прибежала домой и говорит:

— Твой муж велел нам принести черёмухи.

Поедем на ту сторону. И ребёнка возьмём с собой. Красавица рассердилась. Но не сказала ни слова. Взяла сына, спустилась к лодке. Когда они переехали

на тот берег, Пэгэликту говорит:

— Иди ищи черёмуху, а я покачаю ребёнка.

Красавица отдала ей ребёнка и пошла в гору. А Пэгэликту отъехала от берега. Красавица увидела это и кричит:

— Отдай моего ребёнка!

А Пэгэликту подняла его над головой, засмеялась и сказала :

— Жалко ребёнка! — Сказала и бросила его в воду.

Заплакала красавица. А Пэгэликту приплыла домой, прибежала к охотнику и

говорит:

— Твоя красивая жена сгубила ребёнка, утопила его в реке. А теперь боится домой

возвращаться.

Рассердился охотник, прыгнул в лодку, поплыл на тот берег. Подошёл к красавице,

и сказал что бы она не возвращалась домой. Вернулся охотник домой. Узнали братья,

что на том берегу случилось, и убежали прочь.

Остался охотник вдвоём с Пэгэликту.

А на том берегу красавица сидит совсем одна. Подошёл к ней козёл и сказал :

— Не печалься иди ко мне жить, будешь мне старшой сестрой, я рыбы наловил,

она на берегу лежит, там есть и котёл, пойдём еду варить.

Они пошли, сварили рыбу, поели. На другой день козёл чум построил. Стали они

жить в чуме.

- Кто ты, козёл, — спрашивает красавица, — почему ты заботишься обо мне?

-Потом узнаешь, — отвечает козёл.

Несколько лет прошло. Козёл стал редко дома бывать. Утром уходит, вечером

возвращается.

- Где ты пропадаешь? Мне одной скучно, — говорит красавица.

- Сестра, — отвечает козёл, — я играю с моим племянником.

- А где твой племянник?

- Он по утрам выходит из воды.

- Завтра я пойду с тобой, посмотрю, — сказала красавица.

Она приготовила вкусную еду из рыбы с ягодами, сварила кашу и пришла с козлом

на берег. Еду поставила на маленький столик, а сама спряталась в кустах. Козёл

закричал:

— Мальчик, иди сюда!

Из воды вышел мальчик. Он подошёл к столику, попробовал рыбу с ягодами и

сказал :

— Вкусно.

Тут из кустов выскочила красавица, схватила мальчика, прижала к себе одной

рукой.

- Папа! Мама! Спасите! — закричал мальчик.

- Я — твоя мама, — сказала красавица.

- Нет, мои папа и мама живут в воде! — закричал мальчик.

Из воды показались два огромных кита. Они сказали :

— Она — твоя настоящая мать. А мы кормили, растили тебя, потому что люди тебя

обидели.

Киты оставили на берегу много разной еды и уплыли. Козёл сказал :

— Теперь я ухожу. Еды здесь много. Хватит надолго. Не зря я тебя звал сестрой. Я

— твой младший брат. — И козёл ушёл.

Мальчик попросил:

— Мама, свей мне леску.

Мальчик принёс крепкой травы, и вдвоём с матерью они свили леску. Потом он

говорит:

- Мама, сделай мне крючок.

Мама согнула иголку, сделала крючок. Сын пошёл к реке ловить рыбу. Закинул

удочку. Сидит, ждёт. Вдруг — конгор-р, кон-гор-р! — загудела леска. Что-то попало на

крючок. Потянул мальчик — еле вытянул, попался большой осётр.

Стал сын приносить много рыбы.

Так они и жили.

Пришла зима. Красавица сделала сыну лук и стрелы, чтобы он мог зверя бить. Она

сказала :

— Сын, вот тебе лук и стрелы, учись охотиться, только не посылай стрелу на ту

сторону реки.

Но сын однажды послал стрелу на ту сторону реки. Потом пошёл её искать. Стрела

вонзилась в большой чум. Мальчик вошёл в него. Там жил охотник с женой. Охотник

говорит:

- Заходи, мальчик, садись, ешь мясо. А потом расскажи нам сказку. Ты знаешь

сказки?

- Да, знаю, — отвечает мальчик, — слушайте. У охотника была жена-красавица и

была служанка, некрасивая, коротко остриженная. У красавицы родился сын. Служанка

однажды говорит охотнику: «Твоя жена зовёт меня за черёмухой». А потом говорит

красавице: «Твой муж велел нам принести черёмухи. Поедем на тот берег. И ребёнка

возьмём с собой».

Тут охотник прервал мальчика и говорит:

— Старуха, кричи «ке!» (Ке — возглас, которым слушатели подбадривают рассказчика).

— Сам кричи «ке!», — отвечает старуха.

Мальчик продолжает:

На том берегу служанка говорит: «Ты пойди поищи черёмуху, а я покачаю твоего

сына». Красавица пошла в гору, а служанка прыгнула в челнок и отъехала от берега.

Красавица кричит: «Отдай моего ребёнка!» А та бросила малыша в воду и крикнула:

«Жалко ребёнка!» Охотнику она сказала, что красавица сама утопила сына. Рассердился

охотник, переплыл на тот берег и оставил там красавицу. А мальчика вырастили в реке

два огромных кита. Красавица нашла мальчика, сделала ему лук и стрелы. Мальчик

стал охотником. Я стал охотником! А теперь я нашёл отца. Здравствуй, отец!

Охотник бросился обнимать мальчика, а жена его, злая Пэгэликту, выскочила из

чума и побежала куда глаза глядят. Мальчик с охотником пошли на тот берег за

красавицей. И стали они жить втроём.

Охотник научил сына осетров ловить, лосей стрелять. Всего у них стало вдоволь.

Так и жили.

Публикации по теме:

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народаРусские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Китайские народные сказки Китайские народные сказки. Китай способен предложить качественную сказку. Одна из древнейших цивилизаций собрала мудрость впечатляющего количества.

Конспект НОД «Путешествие по карте Хабаровского края» Программные задачи: Продолжать знакомство с картой Хабаровского края; формировать умение ориентироваться на карте. Систематизировать знания.

Конспект НОД «Знакомство с Красной книгой. По страницам Красной книги Хабаровского края» Конспект НОД «Знакомство с Красной книгой. По страницам Красной книги Хабаровского края». МАДОУ «Детский сад №75» г. Хабаровск. средняя.

Консультация «Народные сказки» «Народные сказки» Самое любимое детское занятие - это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно.

Лэпбук «Русские народные сказки»Лэпбук «Русские народные сказки» На лицевой стороне моего лепбука размещена иллюстрация к сказке "Маша и медведь", что характеризует тему моей работы. Лепбук рассчитан.

Мастер-класса для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» Тема: «Приобщение.

Проект «7 чудес Хабаровского края» Проект «7 чудес Хабаровского края» Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный проект Продолжительность проекта: долгосрочный. (6.

Программа КОП «Сказки бурятского народа» Программа КОП для 2 младшей группы на февраль 2019 г. Составитель: воспитатель МБДОУ «Д. с. №10» Сементух Ольга Валерьевна. Пояснительная.

Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки» Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные сказки орочей коренного народа Хабаровского края
Опубликовано: 25 июля 2019 в 16:54
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД