МААМ-картинки

Применение кейс-технологий в образовательной деятельности краеведческой направленности

ирина
Применение кейс-технологий в образовательной деятельности краеведческой направленности

- Применение кейс-технологий в образовательной деятельности

краеведческой направленности

Белоусова И. В., заместитель заведующей по УВР,

Балухтина И. Н., воспитатель, Шушкова О. И., воспитатель,

Винокурова И. В., воспитатель, Романова Ю. В., воспитатель

МАДОУ № 4 «Детский сад комбинированного вида»,

г. Кемерово, Кемеровская область

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей не только представления об

окружающем мире, но и воспитывать определенные качества и ценности, в том

Публикация «Применение кейс-технологий в образовательной деятельности краеведческой направленности» размещена в разделах

числе гражданско-патриотические основы уважительного отношения к малой Родине, гордость за свое Отечество, чувство патриотизма.

Что мы можем сделать, чтобы появились эти чувства гордости, патриотизма,

чувство Родины. Чувства формируются через впечатления, удивление, восхищение, переживание. Восхищение красотой родного края, удивление неожиданными фактами истории, сопереживание людям, благодаря которым создан и развивает наш город и область.

Для формирования этих переживаний и впечатлений нами применяются

комплекс разных форм работы: экскурсии, авто-дидактически игры, настольные

и напольные игры, игры – моделерирование, лэпбуки, подвижные игры, театрализованная деятельность. В этом году данный комплекс был расширен благодаря

включению кейс-технологий, которые уже хорошо себя зарекомендовали в образовательной деятельности.

Что такое кейс-технология и почему мы стали их применять (casus (лат.)

– запутанный, необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик?

Кейс-технология – это прежде всего общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа реальных или вымышленных

ситуаций:

- инновационная образовательная модель с использованием активных методов организации детской деятельности;

- общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций;

55

- интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.

Главное предназначение кейс-технологии - развивать способность исследовать различные проблемные ситуации и находить их решение.

Актуальность применения кейс-технологии : вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации уже не столько на формирование

знаний, сколько на формирование актуальных умений и навыков анализа ситуации, классификации информации, поиска решения, развития аналитического и

творческого мышления.

Задачи:

- Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т. е. находить решение конкретной проблемы).

- Развивать связную, грамматически правильную речь.

- Развивать аналитическое, творческое мышление.

-Формировать навыки коммуникативного взаимодействия.

Итак, предлагаем познакомиться с опытом нашего детского сада по применению кейс-технологий в краеведении. Кейс-игры разработанны в процессе реализации дополнительной программы «Машина времени», направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края и отечественной историей. Разработанные игры включают в себя элементы кейс технологии и требуют дальнейшей проработки, но уже хорошо зарекомендовали

себя в развитии навыков работы с информацией, анализа, классификации проблемы, поиска решения проблемной ситуации.

Кейс 1 «КУЗБАСС В ДРЕВНОСТИ»

Каждый кейс представлен в виде деревянного короба, содержит три тематических игры.

56

1. «На раскопках». Детям предлагается представить себя археологами, вооружиться кисточкой, и отправиться на поиск артефактов (скребок, топор, гарпун, копье, кости мамонтов). Находки вызывают у детей бурю эмоций, и являются основой для обсуждения. Что можно сказать о первобытных людях по

найденным предметам, которые находятся в руках у детей. Что они умели делать,

чем занимались, на кого охотились. Дети анализируют не картинки или фото, а

муляж реальных предметов.

2. «Карта – «Кузбасс в древности». Чтобы познакомить детей с тем, где, в

какой местности Кузбасса был обнаружен настоящий древнекаменный каменный

клад, останки мамонтов, рисунки первобытных людей - на карте располагаются

картинки – подсказки, дети знакомятся с ними, соотносят подсказки с найденными предметами, и располагают свои находки на карте Кемеровской области.

3. «Древние» животные – «Современные» животные». В те далекие времена природа нашего края была совсем другой. Здесь жили животные, которые

давно уже вымерли: сибирские шерстистые носороги, дикие лошади, пещерные

медведи, первобытные бизоны, мамонты. Чтобы познакомить детей с животным

миром каменного века им предлагается задание, в котором нужно классифицировать картинки животных на две группы «Древние» животные – «Современные» животные». Дети легко с эти справляются и расставляют на карте животных первобытного мира. Стойки с животными можно расположить на

крышке кейса, либо на карте Кемеровской области. Либо в экспозиции первобытного леса.

57

Обращаем ваше внимание, что кейсы многофункциональные и даже

крышки используются с работе.

Кейс 2 «ОСВОЕНИЕ СИБИРСКОГО КРАЯ»

1. «Как изменялись границы Российского Государства?»

Мы видим карту России, на которой можно выделить

- границы страны в пределах 9-10 века (1000 лет назад) – когда это была

«Киевская Русь»;

- границы в пределах 16 века (500 лет назад) – когда было образовано уже

«Российское государство», а Москва стала главным городом, вокруг которого

были объединены русские княжества.

- современные границы.

На основе данной карты, дети могут сравнивать и рассуждать, как изменялись размеры нашей страны, как менялись столицы. Отсюда у детей возникают

много вопросов – как, благодаря чему, наша страна стала такой большой. И далее

вместе мы находим ответы, на поиск которых дети уже мотивированы, так как

это их собственные вопросы.

Чтобы узнать, как наш край стал частью большой страны, предлагается следующая игра данного кейса. Предварительно, мы вместе с детьми, отправляемся

в экспедицию, вместе с войском казаков, под предводительством Ермака Тимофеевича, передвигая корабль казаков по карте России в сторону Сибирских земель. Изготавливаем из картона Пищаль – одно из первых огнестрельных оружий, помогаем Ермаку победить Сибирское ханство, и присоединить сибирские

земли к России.

2. «Присоединение Сибири к России - как наш край стал частью России».

58

И уже в следующей – второй игре кейса- детям предлагается рассмотреть

стойки с сюжетными картинками, относящимся к разным историческим эпохам,

классифицировать и выбрать именно те картинки, которые относятся ко времени

освоения и присоединения Сибири к России?

На основе отобранных стоек, мы закрепляем, кто помог завоевать новые

земли, как были вооружены казаки, чем отличалось вооружение казаков и сибирских татар.

3. «Где проживают коренные жители нашего края?» Третья игра кейса

позволяет познакомиться с коренными жителями нашего края, найти место проживания коренных жителей на карте Кузбасса. Коренные народы представлены

как в виде кукол, также можно представить их в виде бумажных стоек. Такой

наглядный обьемный демонстрационный материал позволяет оставить яркие

впечатления и способствует лучшему усвоению информации.

Кейс 3 «КУЗНЕЦКИЙ ОСТРОГ»

Следующий кейс полностью посвящен «Кузнецкому острогу». На крышке

кейса представлена схема острога. Детям предлагается помочь русским служивым людям построить «Кузнецкий острог», на основе предлагаемой схемы.

«Как был построен Кузнецкий острог?»

59

Дети с большим увлечением занимаются любым конструированием, а когда

это стилизованный конструктор, и на их глазах возникает целый город, с избами,

башнями, воротами, «частоколом» огораживающим город, и даже рекой, лесом,

животными - это оставляет неизгладимое впечатление.

А полученный результат позволяет уже анализировать и рассуждать: как зачинались города-остроги, где их строили, как выбиралось место для строительства, как внутри были устроена остроги.

Не менее важными является тема предназначения городов – острогов.

«Зачем был построен Кузнецкий острог?» - на этот вопрос дети также могут

ответить анализируя внутреннее и внешнее устройство своей постройки.

Кейс 4 посвящен «ПРОМЫШЛЕННОМУ РАЗВИТИЮ КУЗБАССА»,

которое началось с открытия Михайло Волкова, этому событию посвящена

первая игра.

1. «В чем ошибся художник? или «Найди 5 отличай»

Дети сравнивают картины, анализируют, находят отличия.

2. «Открытия Михайло Волковым «Горелой горы»

Вторая игра – представляет конструкцию – макет, воссоздающую тематическое событие.

Чтобы собрать макет, детям предлагается разложить детали с картинками в

правильной последовательности. Картинки отражают историю обнаружения и

использования угля. На картинках изображены : «Горелая гора», заводы, которые

работали на дровах и нуждались в новом топливе, шахты, орудия труда шахтера.

60

Предварительно с детьми проводятся занятия, позволяющие справиться с заданием.

Дети увлекаются, проявляют фантазию, оживляют макет, воссоздают реку и

каменноугольный пожар из ткани.

3. «Старинные» помощники шахтера – «Современные» помощники

шахтера».

В третьей игре, детям необходимо классифицировать предметы на «Старинных» и «Современных» помощников шахтеров. Предлагается рассказать, как они

помогали и помогают шахтерам.

Дополнительно, данная игра позволяет изучить профессии шахтерского

труда, современные и так называемые «вымершие» профессии, например, саночника и коногона.

Недоумение здесь вызывает птичка в клетке. Опираясь на вопросы и интерес

детей мы находим ответ о роли канарейки, являвшейся тогда первым спасателем,

предупреждавшим о наличие опасных для жизни людей газов.

Результаты применения кейс-технологий в образовательной деятельности :

- в области познавательного развития: формирование интереса, расширение представлений о малой родине, истории, традициях родного края;

- в области патриотического воспитания: формирование чувства принадлежности к своей малой Родине, воспитание чувства гордости за его достижения,

любви к родному краю;

- в социально-коммуникативногой области: развитие навыков общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной

отзывчивости, сопереживания

В заключении хотим подчеркнуть, что при использовании предлагаемых

форм работ, дети приобретают социальный и познавательный опыт анализа предлагаемой информации и поиска ответов на вопросы, учатся задавать вопросы, аргументировать ответ, участвовать в дискуссии, обращаться за помощью и принимать ее, вести диалог со взрослыми и сверстниками. То есть, происходит не

только расширение познавательного поля, но прежде всего формирования качеств и навыков важных в современном мире.

Публикации по теме:

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий «Автоматизация звука[р]» Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности «Страна Игралочка»Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности «Страна Игралочка» Цель: Знакомить воспитанников с дворовыми подвижными играми и забавами (народными). Способствовать созданию положительно - эмоционального.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУПрименение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ Применение интеллект-карт в коррекционно-образовательном процессе ДОУ Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка» комбинированного вида.

Применение интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в образовательной деятельности с детьмиПрименение интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в образовательной деятельности с детьми В наше время информационные технологии становятся базой современного дошкольного образования. Образовательные подвижные занятия «Играй.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение кейс-технологий в образовательной деятельности краеведческой направленности
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 06:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД