Юлия Сиденко
Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема коррекции слоговой структуры слова является одной из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Теоретические данные в области изучения онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что для нормативного восприятия и произношения структуры лексических единиц необходимо наличие определенного уровня сформированности ряда неречевых процессов, а именно, оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического, а так же возможностей построения двигательных серий.
Публикация «Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия является учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.
Рассмотрим некоторые из направлений коррекции слоговой структуры слова у детей.
1. Совершенствование темпо-ритмической организации общих движений.
2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук.
3. Тренировки статической и динамической организации движений пальцев рук и органов артикуляционного аппарата.
Подробнее остановимся на каждом из направлений.
Серия игр и упражнений для совершенствования темпо-ритмической организации общих движений.
Задачи:
-совершенствовать координацию общих движений;
-формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей;
-формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.
«Делай как я, продолжай сам».
Вариант 1. Воспроизведение серий движений руками. Логопед
становится спиной к детям и осуществляет показ серий: а) из двух движений, б) из трех движений.
А) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс. ; руки за голову, в стороны, за голову, в стороны. ; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх. ; руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи. и т. д.
Б) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, верх. ; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз. и т. д.
Вариант 2. Воспроизведение серий движений ногами. Логопед становится спиной к детям и осуществляет показ серий а) из двух движений, б) из трех движений.
А) нога вперед, назад, вперед, назад. ; нога в сторону, на место, в сторону, на место. ; нога назад, на место, назад, на место. и т. д.
Б) нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место. ; нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место. и т. д.
«Загадки от зверят».
Вариант 1. Перед ребенком на столе расположены три игрушки (медведь, лошадь, заяц). Логопед показывает определенный темп передвижения игрушки по столу, соответствующий характеру определенного персонажа (мишка - медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь - в умеренном темпе). Ребенок берет игрушку и воспроизводит заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного зверя.
Вопросы логопеда: «Скажи, как двигается мишка (лошадка, зайка? Кто двигался быстрее (медленнее, одинаково?»
Вариант 2. Ребенок воспроизводит движение животного по инструкции : «Покажи сам».
«Веселые инструменты».
Ход игры. Логопед воспроизводит на музыкальном инструменте (барабане, бубне, пианино, металлофоне) определенное количество ударов в заданном темпе (определенный ритмический рисунок). Ребенок выполняет хлопки или удары ладонью в заданном темпе (или ритме; и темпе, и ритме).
Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан? Отхлопай так же. Сыграй так же на пианино и т. д.»
«Танцующие снежинки».
Ход игры. На фланелеграфе изображение снежинок в ряд. Ребенок хлопает (топает, постукивает) воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов).
Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец».
«Бабочки и цветы».
Вариант 1. На фланелеграфе - изображение цветка, на котором сидит бабочка. Этот символ обозначается сильным ударом (хлопком). Цветок без бабочки - слабым ударом. Изображения появляются по одному, дети угадывают, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести, затем выполняют задание.
Вариант 2. На фланелеграфе появляется ряд, состоящий из разных цветков - с бабочками и без бабочек. Логопед осуществляет показ. Дети следят взором, хлопают.
Инструкция : а) «Следи за указкой. Сильно хлопай, если я покажу на цветок с бабочкой»; б) «Следи за указкой. Слабо хлопай, если я укажу на цветок без бабочки».
Вариант 3. На фланелеграфе появляется ряд, состоящий из разных цветов (изображающий определенный ритмический рисунок).
Инструкция : «Прохлопай (протопай, сыграй) так же».
Вариант 4. А) Каждый ребенок выкладывает свой ряд из цветков и воспроизводит свою «песенку». Б) Воспроизводит «песенку» соседа по столу.
Примечание. Варианты символических изображений для игры № 5:
А) Для воспроизведения силы удара предъявляются елочки с шишкой, камешки с лягушками, они сигнализируются сильным ударом или хлопком; елочки без шишек, камешки без лягушек - слабым ударом или хлопком.
Б) Для усвоения долготы звука детям даются цветы на длинных ножках, высокие елочки, высокий заборчик (долгий звук дудочки, цветы на коротких ножках, низкие елочки и заборчики (короткий звук дудочки).
Серия упражнений по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук.
Задачи:
-развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое,
- воспроизведение заданного темпа и ритма,
- пространственной организации движений пальцев рук.
Упражнение 1. Поочередное единичное прикосновение большим пальцем к указательному пальцу, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе (правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно).
Упражнение 2. Выполнение по два (по три, по четыре и т. д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе (правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно).
Упражнение 3. Чередование разного количества поочередных прикосновений (два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу) выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно в разном темпе.
Упражнение 4. Поочередное прикосновение большого пальца к другим пальцам за исключением одного запретного.
Упражнение 5. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 6. Выполнение по два (по три, по четыре и т. д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 7. Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на рояле» - в направлениях слева направо, справа налево, во встречных направлениях (двух рук одновременно).
Упражнение 8. Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.
Серия игровых упражнений для тренировки статической и
динамической организации движений пальцев рук и органов ар-тикуляционного аппарата.
Задачи:
- развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;
- совершенствовать плавность и переключаемость движений;
- совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
Упражнение 1. «Качели».
Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.
Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в противоположных направлениях.
Упражнение 2. «Часики».
Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.
Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении.
Упражнение 3. «Чистим зубки».
Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних). Указа тельный палец руки двигается синхронно с языком (в тех же направлениях).
Вариант 2. Органы артикуляции выполняют те же движения и находятся в тех же положениях. Указательный палец двигается синхронно в противоположном направлении.
Упражнение 4. «Вкусное варенье».
Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь сверху вниз. Указательные пальцы рук выполняют движения в тех же направлениях.
Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения. Указательные пальцы рук двигаются в противоположных направлениях.
Упражнение 5. «Гармошка».
Рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, возвращается в исходное положение. Руки имитируют игру на гармошке.
Упражнение 6. «Лошадка».
Вариант 1. Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).
Вариант 2. А) руки и язык выполняют заданное количество движений. Б) руки и язык выполняют движения в заданном ритме.
Упражнение 7. «Барабанщики».
Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы ([д-д-д-д]). Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).
Упражнение 8. «Гудит самолет».
Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится [ы]. Руки выполняют вращательные движения, имитирующие работу пропеллера.
Упражнение 9. «Гудит пароход».
Органы артикуляции выполняют движения, аналогичные предыдущему упражнению. Кисти рук сложены «лодочкой», большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.
Упражнение 10. «Маляр».
Вариант 1. Рот широко открыт, язык выполняет движения по небу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки - кисточку, которая двигается синхронно движениям языка.
Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Руки двигаются в направлениях, противоположных движениям языка.
Ориентация логопедической работы на развитие и совершенствование значимых неречевых процессов (оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации) помогает создать базу для овладения ребенком слоговой структуры слова и оптимизировать весь коррекционный процесс.