Валентина Михайловна Мовсесян
Непосредственная образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему «Деревья Донской земли».
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
по экологии в старшей группе на тему «Деревья Донской земли».
Цель: Продолжать знакомство детей с природой донского края, закрепить с детьми названия деревьев, которые растут на территории нашей области, дать понятие «хвойные», «лиственные» деревья. Воспитывать у детей чувство любви и гордости к родине на основе изучения природы родного края.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему „Деревья Донской земли“,» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
- Подвести детей к пониманию того, что в природе есть еще один мир - мир растений.
-Познакомить с деревьями нашего края.
-Учить видеть красоту родной природы
-Воспитывать любовь и интерес к миру природы.
Ход занятия: 1. Вступительная беседа о Родине.
Воспитатель: Что такое Родина? (Родная земля, дом, цветы, мама.). Как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами :(россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) – в Ростовской области, в городе Гуково. Значит, мы с вами гуковчане. Можно ли сказать, что Гуково - это наша Родина? Конечно, Гуково - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок) :
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые,
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше.
Воспитатель: - А как называется область, в которой мы живем? (Ростовская)
2. Деревья нашего края.
- Я вам уже рассказывала, ребята, что в Донском крае есть степь. Кто вспомнит, что это такое? Поможет вам вот эта картина. (Репродукция с изображением степи).
- Да, степь - это очень ровная поверхность земли, иногда встречаются небольшие холмы. Степь покрыта травой, иногда кустарником. Поэтому Донской край называют степным. А видели ли вы деревья в нашем крае?
- А где вы их видели?
- Наша область бедна лесами. У нас есть леса, которые растут сами у берегов рек, есть леса, которые посадил человек.
- Вдоль дорог и полей это лесополосы. В городах – это парки, аллеи, скверы – все для отдыха людей.
- В нашем донском краю растут : дуб, вяз, тополь, береза, клен, сосны, боярышник, акация. Большинство из них посажены руками человека. Все они нам помогают жить.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково»
Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, дуб – дубочек, тополь -тополечек, шишка - шишечка, ветка – веточка.
Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?
(рассуждения детей)
А сейчас мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего Донского края.
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья, у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называются хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.
- Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем
(Воспитатель выставляет картину березы.)
Воспитатель: Посмотрите на это красивое дерево. Ствол у березы ровный, кора гладкая, береза – это символ нашей Родины. Ранней весной березы начинают «плакать», через трещины в коре вытекает березовый сок. Корни березы вытягивают этот живительный сок из земли. Пока веточки березы не напьются сока, листочки на дереве не распустятся. Весной, на дереве вместе с зелеными листочками появляются сережки. Про березу люди сложили много песен и стихов. Кто из вас хочет прочесть нам стихи про березу?
Ребенок 1:
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Ребенок 2:
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад»
Послушайте загадку еще об одном дереве :
-«Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь скворцы, дрозды снуют
И, галдя, его клюют.»
-Плоды этого дерева вкусны особенно после мороза. Так что же это за дерево? Правильно, ребята, это рябина. Рябина спасает от голода многих птиц. Ее красные гроздья среди покрытых снегом деревьев видны издалека.
А вот еще одна загадка:
-«Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладу и тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный солнечный день.»
Цветы этого дерева очень любят пчелы. Это дерево липа. Цветок липы похож на маленькое солнышко и издает такой аромат, что сильно притягивает пчел. Чай из цветов липы является хорошим лекарством при простуде. После цветения на липе вместо цветов появляются плоды – маленькие орешки. Поздней осенью, когда дерево сбросит свою листву, орешки начинают падать. Ветер разносит их далеко от липы. Где плод -орешек упадет, там вырастит новое липовое дерево.
Ребята, а теперь я хочу загадать вам загадку про дерево, которое вы все знаете и любите.
«Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит, «колючая», как еж,
Зимою в платье летнем» (ель)
В каждом доме под новый год стоят ее наряженные подружки. Правильно ребята, это елка.
Воспитатель вывешивает картину ели.
Ель это музыкальное дерево. Из древесины ели изготавливают скрипки и другие музыкальные инструменты, так как древесина ели очень певучая и звонкая. Ель – это дерево-загадка. Как бы ни злилась зима и не засыпала елочки снегом, снегопад им нипочем. Тяжелый снег гнет веточки к земле, но не ломает их, так как они эластичные. Шишками, которые растут на елках, любят лакомиться белки. Ребята, скажите, а ель это хвойное или лиственное дерево? Правильно, хвоя на нем всегда зеленая, значит это хвойное дерево.
Проводится разминка: «Станем мы деревьями»
«Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
В небо упираются
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками
Итак, ребята, что общего в строении всех деревьев?
( Предполагаемый ответ детей: корень, ствол, ветви,листья.)
А теперь ребята, я предлагаю пройти на свои места и нарисовать деревья, о которых мы с вами сегодня говорили. Дети садятся на свои места и выполняют задание. В конце воспитатель предлагает разместить все работы на доске. - Посмотрите, ребята, какой чудесный лес мы с вами нарисовали. Молодцы!.