Ирина Наумова
«Звуки [с]-[с’]. Буква с». Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЗВУКИ С – Сь
БУКВА С
Цель:
автоматизация и диференциация звуков С и СЬ в словах, фразах, чистоговорках.
1. Коррекционно - образовательные задачи:
- автоматизировать произношение звуков С и Сь в словах, фразе;
- закрепление навыка дифференциации твёрдых - мягких согласных звуков;
- закрепление навыка образования притяжательных прилагательных;
- преодоление аграмматизмов в речи (согласование глагол + существит. винт. падеже, словоизменение - добавления приставки – С - к глаголам настоящего времени (инфинитив);
Публикация «„Звуки [с]-[с’], Буква с“, Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- уточнение и расширение лексического запаса;
- развитие функций звукового анализа и синтеза;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие кинетической основы артикуляционных движений;
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие функций языкового анализа и синтеза;
- развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;
- развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.
3. Коррекционно – воспитательные:
- воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
- воспитание правильной звуковой культуры речи.
4. Оздоровительные задачи:
- развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;
- развитие речевого и физиологического дыхания;
- рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;
- профилактика нарушений зрения;
- развитие общей моторики;
- развитие воображения, мышления.
Оборудование:
- Предметные картинки со звуками С и Сь: стул, самокат, васильки, апельсин, стаканы, велосипед,
сумки.
- Картинки с изображением девочек в синей и зелёной одежде;
- Карточка с буквой С и ранее пройденными - А,О,У, И, П, Т, Х, М, К;
- Лист бумаги, на котором изображены узоры из спичек: корова, собака, пирамидка,
звёздочка, санки, кораблик, часы, кровать.
- Коробки со спичками;
- Индивидуальные коробки с разноцветными кружками для обозначения звуков;
- Мяч резиновый; комочки ваты и небольшие снежинки из бумаги.
- Индивидуальные зеркала.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Сядет тот, кто правильно повторит слоговые цепочки:
Ас-ос, ас-ос-ус, ста-сла-сма, ску-спу-сту, ис-ес-яс, сва-сво-свы.
2. Беседа с элементами артикуляционной гимнастики. Какой звук общий в этих слогах? Что мы можем о нем сказать? Почему он согласный?
Давайте уточним и покажем: что делали губки? - улыбались. Дети выполняют движение.
Зубки? - сжимались (заборчик). Дети выполняют упражнение.
Язычок? – упирался кончиком в нижние резцы. Дети выполняют движение.
(Дети выполняли артикуляционные упражнения: У – И; ЗАБОРЧИК; ГОРКА.)
Кинезиологическое упражнение – артикуляция звука «С», с соответствующей позицией рук. …
3. У согласных звуков бывает парный звук – МЯГКИЙ!
«Дразнилки»: замените в цепочке слогов звук С на звук Сь.
са-са-са – ся-ся-ся;
сы-сы-сы -….;
сэ-сэ-сэ -….;
со-со-со -…. ;
су-су-су -…. ;
ас-ас-а -,
ис-ис-ис - …. .
4. Подарим Соне или Симе. Дети разбирают по одной предметной картинке
стул, самокат, васильки, апельсин, стаканы, велосипед, сумки.
Кому вы подарите свою картинку – Соне или Симе? Почему?
Дети выставляют свою картинку на доске под куклу в соответствующей одежде (синей или зелёной, аргументируя: «сумку» подарю Соне, потому что в слове «сумка» - твёрдый звук С «велосипед» подарю Симе, т. к. в слове «велосипед» - мягкий звук Сь и т. д.
У кого из наших детей есть в имени звкук С или СЬ? – Саша. Сережа, Света.
Саша, Серёжа и Света, выберите себе «подарки», а мы скажем – чьи они : у Саши – Сашин велосипед, у Серёжи – Сережин апельсин, у Светы – Светины васильки.
5. Вспомним чистоговорки со звуками С и Сь.
Все чистоговорки сопровождаются движениями рук и пальчиков.
У Сани санки едут сами.
Спит спокойно сытый сом видит сладкий, сладкий сон.
Сыпься, сыпься снег, снег – посыпай всех, всех.
Киска, киска, где твоя миска – ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска!
6. На доску крепится лист бумаги, на котором изображены узоры из спичек : «корова», «собака», «пирамидка», «звёздочка», «санки», «кораблик», «часы», «кровать».
Детям предлагается выбрать и собрать из спичек те из них, где есть звук С (по желанию – один или несколько)
По завершению дети выходят из-за столов и проверяют работы друг друга, оценивая правильность и аккуратность вместе с логопедом.
7. Физкультминутка
Дыхательная гимнастика. Цель: укреплять физиологическое и речевое дыхание у детей.
Упражнение «Насос»
Дети ставят руки на пояс, слегка приседают – вдох, выпрямляются – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 5 – 7 раз.
Упражнение «Ножницы»
И. п. Встать прямо, ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. Потом двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Упражнение «Снегопад»
Детям раздаются небольшие комочки из ваты и вырезанные из бумаги снежинки. Дети на выдохе сдувают "снежинки" и комочки с ладоней, сопровождая звуком «сссссссс» Если дети стоят в линию, то смотрим, чья снежинка или комочек улетел дальше.
Динамическая игра с мячом. Дети вместе с логопедом встают вкруг. Логопед называет слово и просит детей добавить «С» к началу слова и повторить новое слово.
Лепить – слепить; варить -, прыгнуть -, вязать -, печь -, писать-, шить -, рисовать-,.
А также добавь подходящее по смыслу слово: «слепить…снеговика», «сварить суп», и т. д.
Логопед, называя слово, бросает мяч ребёнку. Ребёнок после выполнения задания кидает мяч логопеду.
8. Знакомство с буквой С:
На что похожа. (на предметы, на другие пройденные буквы?
Встать и прописать букву С в воздухе: левой рукой, правой, обеими вместе.
Глазками проследить движение за рукой логопеда. Логопед медленно «прописывает» в воздухе
букву С.
Сесть и на столе «прописать» пальчиком большую букву и маленькую.
9. Выкладывание звуковых схем слов: «суп», «Сима» из «звуковых» кружков красного, синего и зеленого цвета.
По итогам – составление слов: «Живые слова». Дети решают, сколько человек должны выйти к доске и собрать слово, взяв в руки по одной букве и выстроившись в соответствующем порядке.
10. Подведение итогов.