Вита Подзорова
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Роспись дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
«Роспись дымковской игрушки»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».
Цель: прививать интерес и любовь к народному искусству.
Задачи:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе „Роспись дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1) закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо);
2) закрепить знание о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом;
3) учить составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой;
4) развивать чувство цвета, воображение;
5) воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
6) воспитывать самостоятельность и творчество.
Предварительная работа: рассматривание изделий народных промыслов, альбомов и иллюстраций; чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Материал и оборудование: дымковские игрушки, объемная карусель, силуэты дымковских игрушек (конь, индюк, козлик, барышня, олень, гуашь, кисти двух размеров, музыкальный центр, аудиозапись русских народных мелодий; изделия народных промыслов.
Содержание НОД:
- Яркий цветик - семицветик
Принесла ребята вам.
Каждый лепесток секретик
Разгадать поможет нам.
Давайте лопнем лепесточки и посмотрим что там за секретик. Из лепестков выпадают картинки с элементами дымковской росписи. Что же это, какие-то кружочки, точки, сеточки. Я не понимаю, может, вы мне поможете?
- Это элементы дымковской росписи.
-Молодцы, правильно отгадали. Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Какие прекрасные изделия делали народные мастера, славно трудились.
Об их труде сложено много пословиц и поговорок. Назовите, какие вы знаете?
Ответы детей.
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи».
«Кто труда не боится, того и лень сторонится».
«Работай до поту, так и поешь в охоту».
«Каков мастер, такова и работа».
«Умение работать дороже золота».
«К большому терпению придет и умение».
«Мала пчела, да и та работает».
«Умелые руки не знают скуки».
- Посмотрите сколько тут необычных, ярких предметов. Они радуют нас своей красотой. Посмотрите, но здесь не только игрушки дымковских умельцев. Какие игрушки вам знакомы. Давайте их назовем и отдельно отберем дымковские игрушки и полюбуемся на них.
- Как вы думаете, почему их так назвали?
- Ответы детей (Хохлома, Гжель, Гордецкая, Богородская игрушка, Дымковская игрушка)
- Потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.
- Почему же село это назвали Дымково?
-Зимой когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке. Давайте вспомним стихотворение про деревню Дымково. Чем знаменито Дымково?
- Игрушкою своей!
- В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
-Да, вот там в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?
- Делали эту игрушку из глины.
Какого цвета глина?
- Глина коричневая, некрасивая.
- Как же игрушки получились такие веселые, нарядные?
- Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали.
- Какие цвета использовали для росписи игрушки?
- Мастера использовали малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый цвета.
- А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
- Краски использовали яркие, нарядные, веселые, праздничные.
- Посмотрите внимательно, все ли игрушки похожи друг на друга?
- Нет, у них разная форма.
- А есть ли что- нибудь общее?
- Общие элементы узора.
- Мне очень понравилось как вы рассказали о дымковской игрушке и я вас приглашаю отправиться в село Дымково и стать мастерами, которые умеют делать забавные игрушки и украшать их яркими узорами. У меня есть волшебный обруч, который перенесет нас в село Дымково в прошлое. Вот мы и попали в село Дымково.
Это у нас мастерская светлая, просторная, и все тут есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Настроились? У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать мастера. Давайте им поможем. Выбирайте какая игрушка больше вам нравиться, какую бы вы хотели расписать и занимайте места в мастерской. Какую игрушку выбрали? - Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью?
- Хвост, грива, рога, копыта.
- Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью?
- Шляпа, жакет, оборочки.
- Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою глиняную фигурку, представьте, что должно получиться.
(Включаю в этот момент спокойную народную музыку).
- Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.)
Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.
- Вот наши игрушки заиграли красками. И впрямь на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера. Что же мы будем делать с нашими игрушками, чтобы о них узнали на другом конце нашей необъятной Родины?
- Повезем продавать.
- Где мы сможем продать такую красоту?
- Можно продать на Ярмарке.
- Правильно, но Ярмарка это не только рынок с изделиями, но и место народных гуляний.
Славно поработав, мы тоже отдохнём и повеселимся – поводим хоровод.
- К нам гости пришли,
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. (2 р.)
А деревня Дымково
Мастерами славится.
Приходите, гости, чаще –
Всем у нас здесь нравится!
Скоморох:
Приглашаю всех гостей
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
Игра «Карусель».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
- Пришла пора возвращаться в детский сад, в настоящее. Проходим через волшебный обруч.
- Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось?
Мне тоже понравилось, как вы поработали мастерами. Все старались. Молодцы!
А чтобы вы помнили нашу ярмарку, я угощаю вас пряниками.
Будет вам радость
На доброе здравие.
Спасибо вам.