Юлия Папина
Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство - является таким возрастным периодом, в котором каждый день дети открывают, что - то новое. Чем больше деятельности у ребенка, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Формирование творческой личности одна из важнейших задач. Вот почему один из любимых видов работы в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то свое. Как правило, занятия в детском саду сводятся лишь к стандартному изображению материалов и традиционными способами передачи полученной информации.
И конечно нам взрослым, хотелось бы помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить талант, вселить веру в свои силы. В детские годы происходит формирование характера, определение черт, будущее личности. Художественное творчество, в данном случае рисование, имеет огромное значение в формирование личности ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности ребенка память, внимание, Мелкую моторику рук, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организации изо-деятельности.
Рисование нетрадиционными способами то есть рисование, чем хочешь и как хочешь. Детям открывается возможность нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время. Экспериментируют с разными способами рисования, пробуют разные способы самовыражения, образовательный процесс превращается в веселую увлекательную игру. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение. Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить. В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желание, творить что-то новое и необычное. Среди нетрадиционных техник- рисование свечей, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и другие. Нетрадиционные техники рисования можно использовать в работе с детьми уже с 2-х летнего возраста. Однако большее количество использования техник лучше начать с 5-6 лет. Анализируя возможности использования нетрадиционных техник для развития творческих способностей дошкольников в условиях конкретного ДОУ, что в целом содержание образования и условия его реализации соответствует ФГОС ДО. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Вместе с тем, мы отмечаем, что в используемой в ДОУ образовательной программе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Наблюдение и общение с детьми показывает, что мышление, творчество, воображение, а также использование не стандартны методов рисования у них находятся на достаточно высоком уровне развития. При рисовании ребята вкладывают свои чувства и эмоции в создание рисунка, но не всегда могут выразить в полной мере.
Была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте экспресс-методика B. Кудрявцева и B. Синельникова. При анализе полученных данных я сделала следующие выводы: - дети дошкольного возраста с удовольствием включаются в творческую работу - без специальной педагогической работы творческое воображение развивается в основном на низком и среднем уровне. Чтобы повысить результативность творческой работы с детьми, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Радуга красок». Цель программы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники рисования. Особенностью программы является то, что при ее реализации используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, также используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. ДООП «Радуга красок» - это система занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: 1 раздел. «Тычок жесткой полусухой кистью»; ( в разделе может пользоваться любая техника: «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом, воздушно-пузырчатой пленкой», «Оттиск печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой»); 2 раздел. «Кляксография» ( может использоваться любая техника: «Кляксография обычная», «Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой»); 3 раздел. «Рисование клеем, пузырями» (Выбор зависти от интереса и возможности детей). 4 раздел «Пластилинография» «Выкладывание картинки пластилиновыми шариками», «Рисование картин шариками», «Рисование полосками пластилина», «Рисование по контуру», «Размазывание с объёмным эффектом».
После завершения программы я провела повторный анализ творческих умений дошкольников. Результаты показали, что за первый год работы по программе в большей степени изменились показатели развития реализма воображения, в меньшей степени изменились показатели развития экспериментирования. Однако по всем показателям развития универсальных творческих способностей у детей старшей группы проявилась положительная динамика. Беседы с родителями также показали, что у детей значительно изменилось отношение к творческим занятиям. Участие в выставках ДOУ, конкурсах разного уровня демонстрируют ту же положительную динамику.
Вывод заключается в том, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников.