Болгова Ирина
НОД «Полотенце» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию на тему: «Полотенце» для детей старшей группы с использованием технологий: нетрадиционные техники рисования – штамп, ИКТ - мультимедийный проектор, здоровьесберегающие
Цель: формирование представлений о полотенце как русском обрядовом предмете.
Публикация «НОД „Полотенце“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – штамп. Содействовать развитию творчества в процессе самостоятельного составления узора с использованием растительных элементов. Сформировать умения видеть особенности кубанского орнамента.
Развивать творческие и эмоционально – эстетические способности детей, чувство композиции.
Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Педагогические технологии: нетрадиционные техники рисования – штамп, ИКТ - мультимедийный проектор, здоровьесберегающие.
Предварительная работа: рассматривание узоров растительного орнамента.
Материал: штамп из пробки, гуашь, сундучок с полотенцами, бумажные листочки прямоугольной формы, кисти № 4, стаканчики с водой, салфетки, образцы работ.
Методы и приемы: художественное слово, вопросы (акцентирование деталей, направленный поиск, объяснение, индивидуальный подход, анализ работы.
Словарная работа: штамп, растительный орнамент, утирки, утиральники, рушники.
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Встреча детей
Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Проходите поскорее
Занимайте здесь места.
Воспитатель: - Здравствуйте, добрые молодцы да красные девицы! Давайте с вами познакомимся.
Знакомство: передают по кругу цветик – семицветик и приветствуют друг друга.
II. Воспитатель:
- Расскажу я вам сейчас
О кубанских мастерах.
Те, что создали для нас
Радость в песнях и делах.
Мы вспомним те былые времена,
Как славно казаки трудились,
После работы веселились,
И чем горды были всегда!
- Очень интересно было бы узнать, как жили люди в стародавние времена.
- Было бы здорово произнести волшебные слова и оказаться в том времени. Например, вот так: - Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели!
- Вели, чтобы мы оказались в давних временах!
Дети отрывают лепесток у ромашки и подбрасывают его.
Использование ТСО. Звучит музыка. (Дети попали в давние времена). Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
Слайды: - Убранство казачьей хаты: стоит деревянный стол. На столе глиняный кувшин, глиняные миски, деревянные ложки, каравай серого хлеба. Возле стола 2 лавки, покрытые самоткаными накидками. На полу самотканые же половики. На стене висит вышитый рушник. У стола девочка в костюме казачки накрывает стол. На одной из лавок сидят две девушки и вышивают. На скамейке сидит дедушка и плетёт корзину. Возле него сидит внук и внимательно смотрит на то, как дед работает.
Воспитатель: - Мы в гостях у наших предков! Вот это да! Помог нам цветик-семицветик!
Воспитатель: - Я вижу сундучок расписной красивый. Как выдумаете, для чего он, что может в нем лежать?
Воспитатель: Загадка:
Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой.
Воспитатель: - Да, это полотенце. И оно здесь не случайно. Наши предки: бабушки, дедушки верили, что полотенце приносит семье счастье, детей и достаток. (Достают из сундучка развешивают на мольберте и рассматривают). Вам они нравятся? Почему?
Дети: - Нарядные, на них вышивка, узоры.
Воспитатель: - Раньше полотенце представляло собой кусок ткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей. Мастерица видела вокруг себя травы, цветы, веточки и переносила их красоту на предметы, которые хотела украсить вышивкой - это растительный орнамент.
Воспитатель: - Кружочки, квадраты, полоски, разные фигуры – это геометрический орнамент чаще встречается в вышивке полотенец.
Воспитатель: - Узор красиво располагается на холсте. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей линии. Повторяющийся рисунок - это орнамент. Узор простой, но ярко выделяется на полотне, потому что мастерицы использовали сочные цвета.
- Кубанская вышивка отличалась от других своим цветом.
Воспитатель: - Какого цвета больше всего?
Воспитатель: - В традиционной кубанской вышивке был белый фон - цвет, на котором зарождалась жизнь, красный цвет - цвет любви, жизни и черный цвет - цвет плодородного кубанского чернозема, богатства Кубани. Чуть-чуть зеленого – растительность, голубого – вода.
Воспитатель: - Обычные полотенца, которыми вытирались после умывания, называли утирками или утиральниками. Их украшали лишь скромным орнаментом. В подарок близким и дорогим людям вышивали рушники.
Воспитатель: - Предлагаю поиграть.
Скороговорка: Шелковое полотенце,
На полотенце под дверцей.
(Сначала медленно, затем быстрее повторить 3 раза, с имитацией мытья рук)
Воспитатель: - Предлагаю и вам вышить вот такие красивые полотенца для ваших любимых родных.
Воспитатель: - А теперь садитесь да на славу потрудитесь.
Воспитатель: - Перед вами кусочек ткани. Для того, чтобы украсить полотенце, совсем не обязательно уметь вышивать или хорошо рисовать. Можно использовать штампы. Штампы делают из любых овощей и фруктов. А я вырезала штамп из обычной пробки. Возьмите в руку пробку и посмотрите, какой формы и что вам напоминает вырезанный предмет (цветочек и листик). Это и есть штамп. Еще нам понадобится краска для ткани на палитре.
Педагог показывает и анализирует образец
Воспитатель: - Давайте посмотрим на узор: посередине красные цветочки повторяются; вверху и внизу зеленые листочки повторяются.
Воспитатель: - Может, кто то из вас хочет показать всем ребятам, какой орнамент можно нарисовать на полотенце? (Ребенок рисует у мольберта и называет элементы, а дети пробуют на кусочках ткани)
Воспитатель: - Сколько краев у полотенца? Дети: Два.
Воспитатель: - Вам надо одинаковым орнаментом украсить два края полотенца.
Воспитатель: - А теперь приготовьте свое рабочее место, садитесь удобнее, возьмите заготовки полотенец и можно начинать.
Дети приступают к выполнению работы. Задание выполняется под народную музыку. Следить за осанкой детей.
Анализ работы:
Воспитатель: - Ну что, устали работать?
Воспитатель: - «Умеющий работать, от работы не устанет».
- Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Воспитатель: - Сейчас полюбуемся нашими работами. Устраивается выставка нарисованных «Рушников», дети вместе с педагогом рассматривают работы, отмечают особенности и неповторимость каждой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые, яркие и непохожие полотенца у нас получились. Вы их подарите своим любимым людям.
Воспитатель: - Теперь и вы умеете украшать рушники. А когда вы еще немного подрастете, то сможете научиться вышивать нитками по ткани.
• Сравнение рисунка с тем, что надо было изобразить.
• Оценка того, как это сделано, в зависимости от поставленной задачи.
• Отметить то, что выполнено хорошо (подобран цвет, передана форма, соблюдена последовательность нанесения элементов, выбран оптимальный способ нанесения орнамента для выполнения узора). Затем указать на ошибки (не ритмичные мазки, большой размер элементов, неудачное сочетание цвета и т. д.)
Воспитатель: - Молодцы. «Какие труды, такие и плоды». Я приглашаю вас поиграть. Ход игры:
Берется полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длина края больше.
Воспитатель: - Ну что ж, «Делу время, потехе час» Пора возвращаться домой.
Дети отрывают лепесток и говорят:
- Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
- Вели, чтобы мы оказались в своём времени!
Звучит музыка, дети в настоящем времени.
III Воспитатель: - Вот мы и увидели, как жили наши предки, казаки, научились украшать рушники. Мне было очень интересно! А вам? Спасибо. До свидания!