Екатерина Валерьевна Володина
Конспект НОД по экспериментированию «Чудо-магнит» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Володина Екатерина Валерьевна. г. Гулькевичи Краснодарский край. МАДОУ д/с № 52
Программные задачи: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Чудо-магнит“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Предварительная работа: беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка» : Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты?; использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Магнитный театр», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет».
Материалы и оборудование : магниты (каждому ребёнку, различные металлические предметы (скрепки, гайки, шайбы, шурупы и т. д., лоскутки ткани, предметы из пластмассы, бумажные кораблики, картон, крупа, таз с водой, стаканы с водой.
Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью.
Ход НОД:
Дети в белых халатах заходят в группу :
Воспитатель : Доброе утро ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети :Здравствуйте!
Звучит музыка про фиксиков
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
ДЕТИ:- Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята к нам в гости пришел Нолик и что - то принес. Это же магнитная азбука!Подумайте, с помощью чего крепятся буквы на неё? Если затрудняются, то воспитатель помогает.
ДЕТИ: С помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
- Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо сделать определенные выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Возьмите магнит в руки, рассмотрите его, потрогайте.
Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа). Магнит сделан из сплава нескольких металлов. Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой он на ощупь?
ДЕТИ: холодный, гладкий, твёрдый.
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ: - Магнит может притягивать предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У каждого из вас на столе лежат подносы с различными предметами
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Предлагаю взять предмет. Из чего он сделан,предмет первый?
ДЕТИ: - Дерево.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт с деревянным предметом.
ДЕТИ: - Нет, не притягивает.
Продолжите экспериментирование с каждым предметом (бумага -кораблик, пластмасса -кубик, ткань, скрепка, болтик, ложка).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: - Сила магнита не действует на деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - На какие предметы действует сила магнита?
ДЕТИ: - На железные предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
Вывод№ 1: магнит притягивает железные предметы и не действует на другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло.
Опыт № 2:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
ДЕТИ: - Не притягивается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод № 2 : не все металлы притягиваются магнитом.
Опыт№3 «Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ : А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод № 3:. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах?
ДЕТИ :Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть!
Музыкальная физминутка «Помогатор»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.
Опыт - игра №4 «Поможем Золушке».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (слайд).
ДЕТИ: - Золушка (слайд Золушка грустная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды (дети выходят.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов (по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - У кого быстрее получилось перебрать крупу?
ДЕТИ: - У того, кто перебирал с помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод № 4: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (слайд Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
затянулась бурой тиной. .
гладь старинного пруда.
.кто была как буратино.
.так же дерзко-молода?
ДЕТИ: Черепаха –Тортилла!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
в глубине пруда хранила.
черепаха ключ большой.
не простой был ключик этот.
.был тот ключик «золотой».
Опыт - игра №5 «Золотой ключик».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ах! Бедная черепаха Тортилла. Она совершенно забыла,где спрятала ключик! Поможем бедной черепахе Тортилле найти его? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
- На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения.
ДЕТИ: - Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит. Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
ДЕТИ: - Волшебная сила магнита действует даже в воде!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?
- Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод № 5: магнитная сила может действовать через стекло и воду.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
ДЕТИ: - Магнитная азбука, магниты для доски.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Вентиляторы
• Магнитные замки
ВОСПИТАТЕЛЬ:- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
ДЕТИ:- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Где используют магниты? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик шлет вам подарки!
- Всем большое спасибо!