НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему «Ознакомление со звуками [д], [д’], буквой Д»

Татьяна Беркутова
НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему «Ознакомление со звуками [д], [д’], буквой Д»

Ход образовательной деятельности.

I Организационный момент.

Педагог встречает детей.

Дети, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

А мы поприветствуем друг друга:

«Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся».

(Дети встают в круг и приветствуют друг друга.)

Ребята сегодняшнее занятие будет очень интересным, мы с вами познакомимся с новой буквой, будем много играть, немного

почитаем и порисуем.

II Основная часть

1. Игра «Назови первый звук в слове».

Вы будете по очереди доставать предметы из мешочка, говорить что это и называть первый звук в названии предмета, если это гласный звук вы положите предмет в красный контейнер, если согласный тогда в синий. Всем понятно. (Дети играют в игру).

Молодцы, все справились с заданием.

2. Знакомство со звуком [д].

Теперь послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нем чаще других.

Дятел дерево долбил

Дом – дупло соорудил.

(В этом стихотворении мы часто слышим звук [д].)

Педагог. Правильно. Давайте произнесем этот звук вместе. (Дети вместе с педагогом произносят звук [д].)

Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [д] – гласный или согласный?

(Согласный)

Педагог. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружочком мы будем обозначать этот звук? (Синим).

3. Игра «Подними флажок».

Сейчас мы поиграем в игру «Подними флажок». Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д].

Итак, будьте внимательны.

Воспитатель называет слова со звуком [д] : дом, дерево, мяч, кукла, дятел, дорога, машина, вода, погода, дети, дед.

Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными

4. Работа по букварю.

(Педагог приглашает детей за столы, для работы с букварем.)

Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Даня делом очень занят,

Дом для Даши строит Даня.

В каких словах этого стихотворения есть звук [д]?

(Даня, дом, Даши).

Педагог. Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней?

(Это Даня и Даша).

Педагог. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Д д. под ними вы видите два кружка: синий и зелёный. Значит, буква Д обозначает два звука [д], [д,].

Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, названия которых начинаются со звука [д], а потом - предметы, названия которых начинаются со звука [д,].

(Дом, дым, дорога, дрова, дверь - [д];

дед, дерево, дети, дятел, деревня - [д,]).

Педагог. Верно. Молодцы. Давайте почитаем, что написано рядом с зеленым кружком.

(Дети по очереди читают: да, ду, до, ди, дуб, дом, Дик, Дина, Дима, мода, дом, идут, туда).

Педагог. Молодцы. Очень хорошо. Посмотрите на картинки под словами. Покажите мне, где Дик, где дуб.

(Дети показывают).

Педагог. Обратите внимание: слова Дик, Дина, Дима написаны с большой буквы. Как вы думаете почему?

(Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.)

5. Физкультминутка «Потянись и наклонись».

(Педагог предлагает детям пройти на ковер).

Теперь я хочу поверить, действительно ли вы умеете быть внимательными. Сейчас я буду называть слова, если вы услышите твердый звук [д], потянитесь высоко-высоко на носочках, подняв руки вверх. А если услышите мягкий звук [д,], вы должны будете коснуться носочков пальцами не сгибая колени. Итак, слушайте меня внимательно: дом, Дед Мороз, дождь, дети, доктор, дельфин, дорога. Молодцы! Вы очень внимательные ребята.

6. Сложи букву из палочек Кюизенера).

Педагог. Сегодня мы познакомились с новой буквой [д] (показывает букву).

Сейчас мы ее рассмотрим, из каких элементов она состоит, из двух длинных палочек, одна средняя и две маленькие. А сейчас сделаем букву Д из палочек Кюизенера.

(Дети выполняют работу.)

7. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)

8. Работа в тетради.

Сейчас мы поработаем в тетрадях.

(Дети открывают страницу с буквой Д).

Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

(Дом, дым, большую и маленькую букву Д д).

Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам потребуется? (Синий, потому что буква Д - согласная).

(Дети раскрашивают буквы).

А теперь подумайте, как правильно раскрасить дом и дым.

(Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказываем им помощь, если это необходимо).

Теперь напишем букву Д. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз справа налево одну наклонную палочку, потом из этой же точки сверху вниз слева направо пишу точно такую же наклонную палочку, затем пишу горизонтальную палочку – подставку и из ее концов опускаю вниз коротенькие палочки–хвостики. Давайте вместе напишем букву Д в воздухе.

(Дети выполняют вместе с воспитателем задание).

Педагог. Теперь напишите две больших и две маленькие буквы по точкам. Остальные буквы мы будем писать на следующем занятии.

(Дети выполняют задание).

III Итог занятия.

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Публикации по теме:

Презентация к занятию в подготовительной группе для детей с ОНР «Знакомство со звуками [С] — [С’], буквой С» Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков [к]-[г]» Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: • Закреплять.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой [Щ]» Знакомство со звуком и буквой «Щ». Программное содержание: Познакомить со звуком и буквой «Щ», учить правильно, произносить звук, описывать.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему «Ознакомление со звуками [д], [д’], буквой Д»
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 23:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие-экспериментирование «Этапы развития растений: от семечки до взрослого растения»
Данное занятие-экспериментирования я проводила в рамках обмена опытом и взаимодействия дошкольного образования и школы в третьем классе средней...
Фотоотчет «Ах эти сказки, сказочки…»
Здравствуйте, здравствуйте, взрослые и детишки . Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Много там чудес, волшебства....
Наши друзья — снеговики, или Радость творчества
Как развить творческие способности? Ответов великое множество. Но ясно одно, для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, развить творческие...
Мобиль «Тучка с дождем»
Оформление группы в детском садике, как правило, ложится на плечи воспитателей. Элементы декора создают уют в групповом помещении, а работы, выполненные...
«Роль сказки в жизни ребенка»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений. » В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки. Сказка входит в...