Папки-передвижки

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звуко-буквоград» с применением ИКТ и технологии Тико-моделирования

Елена Жавнерович
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звуко-буквоград» с применением ИКТ и технологии Тико-моделирования

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

«Путешествие в Звуко-буквоград»

с применением ИКТ и технологии ТИКО-моделирования.

Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных звуках «А, О, У, И» и букв, их обозначающих.

Задачи:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У», «И»;

Публикация «НОД по обучению грамоте в старшей группе „Путешествие в Звуко-буквоград“ с применением ИКТ и технологии Тико-моделирования» размещена в разделах

закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;

совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах;

упражнять детей в умении выделять слова с заданным звуком;

упражнять в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

упражнять в преобразовании существительных среднего рода множественного числа в единственное число;

упражнять в умении составлять предложения с заданным словом.

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук;

развивать общую моторику, умение координировать речь с движением;

развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память;

развивать логическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать культуру речевого общения;

воспитывать дружелюбие, доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, выдержку.

Предварительная работа: знакомство с гласными звуками «А, О, У, И»; знакомство с символами гласных звуков; нахождение места звуков в словах; составление звукового анализа; подбор слов, которые начинаются на заданный гласный звук; работа с ТИКО-конструктором (моделирование букв, складывание и чтение слогов из букв, которые обозначают гласные звуки).

Оборудование: проектор, ноутбук, слайдовая презентация, мяч, полные схемы букв на каждого ребёнка, набор геометрических фигур из ТИКО «Фантазёр» на каждого ребёнка, смайлики (весёлый, грустный) на каждого ребёнка, подарки в виде медалей на каждого ребёнка, карточки с цифрами для показа количества слогов в словах на каждого ребёнка.

Ход НОД

1. Организационно-мотивационная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте покажем им, какие мы внимательные и вежливые, как умеем здороваться.

Дети:

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, ветер-ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Мне здороваться не лень!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, а как у вас сегодня с настроением?

Ответы детей.

Воспитатель: Если кому-то ещё грустно, давайте поможем поднять настроение.

Дети:

Настроение упало? (Разводят руки в стороны)

Дело валится из рук. (Бросают руки вниз)

Но не всё ещё пропало, (Грозят указательным пальцем)

Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши)

С делом справимся вдвоём, (Берутся за руки)

С облегчением вздохнём! (Вздыхают)

Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх)

И от пыли отряхнём! (Встряхивают руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель: Отлично, ребята! Сегодня нам понадобится бодрость духа, дружеские взаимоотношения и, конечно, хорошее настроение! А знаете почему? (Нет)

Воспитатель: Мне сегодня пришло на электронную почту письмо от королевы Грамоты. Давайте, я вам прочитаю.

«Дорогие ребята! В нашем городе Звуко-буквограде случилась беда! Злой волшебник похитил гласные звуки «А, О, У, И» и буквы, которыми они обозначаются. Он вернёт все звуки и буквы, если вы выполните все его задания. Я очень прошу, помогите нам! Без этих звуков и букв наш город пропадёт! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые! Ваша королева Грамота.» (слайд 2)

Воспитатель: Ребята, поможем? (Да) Тогда отправляемся в город Звуко-буквоград.

«Покружились, покружились,

В Звуко-буквограде очутились» (слайд 3)

2. Основная часть.

Воспитатель:

В некотором царстве,

Звуко-букво-государстве,

Жили – не тужили,

С язычком дружили:

Вопелочка: ААААААА,

Ревелочка: УУУУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИИ,

Свистелочка: СССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШ.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Звуки.

Воспитатель: А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

Воспитатель: А чем отличаются гласные и согласные звуки?

Дети: Гласные звуки можно пропеть и им ничего не мешает, когда мы их произносим.

Воспитатель: Совершенно верно.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Воспитатель: А теперь, ребята, нужно помочь вернуть звуки «А, О, И, У» и буквы, которые обозначают эти звуки. А какие это звуки?

Дети: Гласные.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: Красным.

Воспитатель: Молодцы! А теперь первое задание.

Задание №1 – Загадки с отгадками на звук «А». Детям нужно отгадать загадки и определить место звука в слове-отгадке. (Слайд 4, 5, 6)

Арбуз (звук «А» - в начале слова)

Жираф (звук «А» - в середине слова)

Утка (звук «А» - в конце слова)

Воспитатель: Отлично, ребята, справились с первым заданием!

Задание №2 Игра с мячом «Много – один»

Воспитатель: Ребята, в этой игре нужно будет изменять слова. Я вам говорю слово, обозначающее много предметов, а вы мне – один.

Окна - (окно)

Кольца - (кольцо)

Брёвна - (бревно)

Сёла - (село)

Гнёзда - (гнездо)

Перья - (перо)

Стёкла - (стекло)

Озёра - (озеро)

Вёдра - (ведро)

Облака - (облако)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какой звук слышится в конце слов, которые вы называли?

Дети: Слышится звук «О»

Воспитатель: Правильно. А какое сейчас время года?

Дети: Осень

Воспитатель: Какой первый звук в этом слове?

Дети: Первый звук в этом слове «О»

Воспитатель: А давайте составим предложения со словом «Осень», ведь осень уже заканчивается, скоро наступит зима. Заодно и вспомним, что вы знаете об осени.

Дети составляют предложения со словом «Осень».

(Если дети затрудняются, на 7 слайде в помощь мнемотаблица «Осень»)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились! А теперь немножко отдохнём.

Эмоционально-динамическая разминка

Разминка проводится дважды в увеличивающемся темпе.

Мы ногами – Топ-Топ,

Мы руками – Хлоп-Хлоп,

Мы глазами – Миг-Миг,

Мы плечами – Чик-Чик.

Раз – сюда, два – туда.

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра!

Задание №3 «Подели слова на слоги и определи их количество» (слайды 8, 9, 10)

Слова – индюк (2 слога, игрушки (3 слога, кит (1 слог)

Воспитатель: Ребята, а какой звук есть во всех этих словах?

Дети: Во всех словах есть звук «И».

Воспитатель: Замечательно! Справились!

Задание №4 «Запомни и скажи слова, в которых есть звук «У»»

Воспитатель читает стихотворение Г. Виеру «Устала утка»

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

Ну что ж из них получится!

Дети называют слова со звуком «У»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили гласные звуки «А, О, И, У». А сейчас последнее задание.

Динамическая пауза

Как живешь? - Вот так!

А плывёшь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

В даль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь в след? - Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы не видим, а произносим, а буквы пишем, читаем, видим.

Воспитатель: А если нет по рукой карандаша или ручки, как ещё можно изобразить букву?

Дети: Букву можно смоделировать.

Задание №5 Моделирование букв «А, О, И, У» из ТИКО, используя полные схемы букв.

Воспитатель: Ребята, сейчас вам нужно будет смоделировать буквы «А, О, И, У», используя полные схемы, которые вам уже знакомы.

Дети моделируют буквы.

Воспитатель: Какие буквы вы у вас получились?

Каждый ребёнок называет свою букву.

Игра «Живые буквы» (составление и чтение «АУ», «УА», «ИА»)

3. Итог занятия

Воспитатель: Замечательно! Ребята, посмотрите, звуки и буквы вернулись в Звуко-буквоград. Вы молодцы! Помогли королеве Грамоте! А она приготовила вам медальки, как самым умным и добрым деткам! Нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.

Дети:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Покружились, покружились.

В детском садике очутились.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие задания злого волшебника вам показались лёгкими, а какие вызывали трудности?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы все большие молодцы! Вы добрые и отзывчивые! На вас можно положиться!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу» «Путешествие по волшебному листу».Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе. Хабарова Альбина Александровна Цели:.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе. Задачи: 1. Закрепить знание букв русского алфавита. 2. Развивать фонетическое восприятие.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Лесная школа» Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе. «Лесная школа». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие по африканской саванне» в подготовительной логопедической группе Задачи: Коррекционно- образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Задачи: Уточнять артикуляцию.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе.Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: 1. Речевое развитие 2. Познавательное развитие 3. Художественно-эстетическое развитие. Цель: закрепить.

Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Развлечение по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Знаний» Программные задачи: Формирование осознанного отношения к слову, технических и графических навыков письма. Развитие мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звуко-буквоград» с применением ИКТ и технологии Тико-моделирования
Опубликовано: 7 января 2020 в 13:08
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД