Кибец Марина Юрьевна
НОД по познавательному развитию для старшей группы «У нас в гостях — джунгарский хомяк»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление представлений о живом объекте – хомяке.
Задачи: Образовательные: Уточнить знания об особенностях внешнего вида хомячка. Формировать представления об особенностях его жизни, умение выделять существенные признаки при обобщении, обогащать словарный запас; учить счёту. Прививать практические навыки ухода за обитателем живой природы.
Развивающие: Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Развивать связную речь, упражнять в словообразовании, повысить речевую активность
Публикация «НОД по познавательному развитию для старшей группы „У нас в гостях — джунгарский хомяк“» размещена в разделах
Воспитательные : вызвать любовь и уважение к природе, желание заботиться о домашних животных;
Методы: Словесный; наглядный; практический
Словарная работа: активизировать использование в речи слов: хомяк, шёрстка, грызун, одиночество.
Оборудование: Клетка с хомячком, корм, иллюстрации по теме.
Ход занятия
Воспитатель проводит вводную беседу о том, каких животных уголка природы дети знают, любят ли они их и как ухаживают за ними.
Затем сообщает цель занятия: «Сегодня у нас появится новый обитатель уголка природы, мы понаблюдаем за гостем и поучимся ухаживать за ним».
-Послушайте загадку, и попробуйте отгадать с каким, зверем нам предстоит сегодня познакомиться.
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает. (хомяк).
Педагог вносит объект, выпускает его на стол и дает 1-2 минуты детям на самостоятельное рассматривание.
– Кто знает, как называется этот зверек? Где его видели раньше? Да, верно, это джунгарский хомячок. Его зовут Гарик. Он будет жить у нас в уголке природы.
– Посмотрите внимательно на Гарика. Какой он по величине? (небольшой зверек). Какой формы его тело? (овальное). Давайте рассмотрим голову Гарика и расскажем о ней (маленькая, круглая).
Воспитатель предлагает сравнить голову и туловище по величине. — Что больше? (туловище).
– А теперь Егор расскажет нам, что он видит на голове у Гарика (маленькие черные глаза, как бусинки, маленькие уши и усики).
– Давайте посчитаем, сколько ног у хомячка (четыре). Одинаковой ли они длины? Обратите внимание на то, как хомячок передвигается (бегает, ходит, лазает). Как вы считаете, почему Гарик бегает, а не прыгает?
Этим вопросом воспитатель подводит детей к пониманию зависимости способа передвижения животного от строения конечностей.
Затем педагог дает детям задание посчитать количество пальчиков у хомячка на передних и задних лапках (по пять).
– Савелий, есть у Гарика хвостик? (да, он такой маленький, что его почти не видно).
– Чем покрыто тело хомячка? (шерстью).
– Какая шерсть на ощупь? Дети гладят хомячка и определяют мягкость и шелковистость шерсти.
– Какого цвета шерсть? (закрепляется выражение): (серебристо-серый оттенок, очень короткий хвост.).
Воспитатель помещает хомячка в клетку.
– Что делает Гарик? (да, он очень любит двигаться).
– Наш гость очень проголодался, давайте покормим его. Воспитатель открывает тарелочки с разным кормом и предлагает рассмотреть его. Дети по очереди ставят тарелочки с кормом в клетку.
Если хомячок набьет защечные мешки, объясняет, что за щеками у него есть мешки, куда он прячет пищу и переносит ее себе в нору.
«Носят, носят хомячки за щеками сундучки,
Что увидит хомячок, сразу спрячет в сундучок».
– О каких сундучках говорится в стихотворении? Педагог предлагает посмотреть, как хомячок берет пищу лапками.
– Вспомните, какое животное так же держит пищу? (белка).
Если гость начнет умываться, следует обратить внимание детей на это. Хомячки – очень чистоплотные животные.
Воспитатель сообщает правила ухода за хомячком. Чтобы Гарик хорошо себя чувствовал, нужно каждый день мыть кормушку и поилку мочалкой и вытирать тряпочкой (показывает). В клетке надо устроить гнездо. Вместе с детьми педагог ставит в клетку спальный домик. Поясняет, что внутри него Гарик из сена и тряпочек устроит себе гнездо, где будет спать. Там ему будет тепло и уютно. Клетку с хомячком убирают в уголок природы.
Физминутка:
«Хома, хома, хомячок»
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
Воспитатель рассказывает: Хомяк – зверек одиночка! Они живут в одиночку в норах, которые роют. Днем хомяки спят, а ночью выходят на охоту, чтобы прокормиться. Особенность этих зверьков в том, что они никогда не питаются на месте, пока не спрячут вои запасы в норку. Поэтому, набив щеки зерном или кукурузой, они несут все богатство в норку.
Часто запасы распирают щеки хомяка, и он не может пролезть в норку. Проталкиваясь в норку, хомяк теряет половину запасов у входа. Попав же туда, зверек вылезает, чтоб затащить утерянную добычу.
Хомяки бывают разных пород и окраса шерсти. Зачастую, это коричнево - рыжие зверюшки, но бывают черно – белые, чисто белые, с черными пятнами и полосками.
С круглыми черными глазками и розовым носиком. Лапки этих животных очень короткие и толстые, поэтому они «семенят», когда ходят и бегают. На лапках коготки, которые помогают им выкапывать коренья для еды. Также хомяки очень чистоплотны и постоянно ухаживают за своей густой шерстью. Хомяки бывают разных пород. Джунгарский и сирийский, обыкновенный и еще много других. Людям понравился этот зверек и когда – то, давным, давно, они приручили его и он стал домашним питомцем. С тех пор хомяки живут рядом с человеком.
Итог занятия:
• длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут.
• в работе с детьми использовались вопросы поискового характера, были заданы вопросы на сообразительность и логическое мышление, что способствовало познавательной и мыслительной деятельности.
• общение между детьми и воспитателем проходило эмоционально.
• во время занятия поддерживала у детей интерес на протяжении всего времени наводящими вопросами, у детей появилось желание приобрести домашнего питомца и заботиться о нем.