НОД по познавательному развитию («Православие») для детей 7-го года жизни.

Светлана алексеенко
НОД по познавательному развитию («Православие») для детей 7-го года жизни.

НОД по познавательному развитию («Православие»)

для детей 7-го года жизни

Алексеенко С. В.

Воспитатель высшей категории

МДОУ детский сад комбинированного вида №12 г. Алексеевки

Тема: Молитвенник и заступник земли Русской

святой Сергий Радонежский.

Полюби святого Сергия: он был русский в душе;

полюби его искренно, и он тебя полюбит!

Цель: Познакомить детей с русским святым Сергием Радонежским (рассказать о его детстве, семье, о его жизни, которую он посвятил Богу) .

Задачи:

• Воспитывать интерес к истории и культуре своего народа, чувство гордости за свой народ, за его прошлое.

• Формировать основы исторического сознания, посредством знакомства детей с житием пр. Сергия Радонежского и временем, в котором он жил

• Способствовать стремлению детей к подражанию святому. (в добродетели послушания родителям, смирении, любви к Богу)

Оборудование:

Икона Сергия Радонежского; небольшая ширма; куклы: мальчик Серёжа, бабушка (игрушки би-ба-бо); азбука; аудиокассета: запись «Детям о Сергии Радонежском»; видеозапись: «Образ добродетели. Преподобный Сергий Радонежский»; репродукции картин М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Труды Преподобного Сергия»; Клеймо иконы «Сергий с житием»: «Пострижение Сергия», «Медведь приходит к святому Сергию»; репродукция картины А. Новосельцева «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского»; репродукция картины Ю. Арсенюк «Утро. Куликовское поле.», свеча.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, вы совсем взрослыми стали и скоро пойдёте в школу. Многие из вас уже умеют читать. Скажите, легко ли вам было научиться читать? (ответы детей)

Воспитатель: Я расскажу вам историю об одном мальчике и его бабушке. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь удобнее и слушайте…

(на столе у педагога небольшая ширма, куклы: мальчик Серёжа, бабушка (игрушки би-ба-бо, азбука. Иконка пр. Сергия Радонежского).

Педагог разыгрывает сценку:

С е р е ж а (плачет, читая буквы Азбуки) А… У… А…

Б а б у ш к а (ласково). Что с тобой, Сереженька? Как книжку в руки, так и слезы из глаз!

С е р е ж а. Не дается мне грамота, бабушка! Никак не научусь буквы в слова складывать. Ребята надо мной смеются, учительница двойки ставит…

Б а б у ш к а. А ты не ленись. Давай вместе почитать попробуем. Вот А, а это У. Сложи их вместе, что получится?

С е р е ж а. Не знаю (плачет). А, потом У, а вместе не знаю!

Б а б у ш к а. Не плачь, не плачь, Сереженька! Попроси братика старшего, глядишь, он тебе поможет!

С е р е ж а. Никто мне не поможет, неспособный я!

Б а б у ш к а. Постой, постой! Как это никто? Я знаю, кто тебе может помочь. Утри-ка слезы!

С е р е ж а. Кто, бабушка?

Б а б у ш к а. Попроси-ка ты преподобного Сергия!

С е р е ж а. Кто это? Где его найти?

Б а б у ш к а. Вот он (показывает икону).

С е р е ж а. Да это же просто картинка.

Б а б у ш к а. Не картинка это, а иконка. Иконка – это к самому Богу окошечко.

С е р е ж а. Почему на ней этот дедушка нарисован – преподобный Сергий.

Б а б у ш к а. Потому что жизнь свою он прожил так хорошо, что к Богу приблизился. Сейчас он в Царстве Божием, и оттуда нам помощь шлет. Такие люди святыми называются. Ты преподобного Сергия попроси, он и тебе поможет Азбуку одолеть. Он тоже когда-то был маленьким мальчиком. Звали его тогда Варфоломеем, а ребята его Варфушкой кликали. И никак не мог мальчик Варфушка читать научиться, как и ты! Вот послушай!

(Слушают отрывок из аудиокассеты «Детям о Сергии Радонежском».)

С е р е ж а. Ребята над Варфушкой смеются, прямо как надо мной! И что же, он так и не научился читать?

Б а б у ш к а. Научился! Стал читать так хорошо, что все удивлялись. Как это произошло, мы сейчас услышим.

(Звучит другой отрывок из аудиокассеты «Детям о Сергии Радонежском».)

С е р е ж а. Бабушка, а дальше что было?

Б а б у ш к а. Это я тебе после расскажу, а теперь давай-ка за чтение приниматься. Сначала помощи попроси у преподобного Сергия. Он, глядишь, услышит просьбу твою и поможет.

С е р е ж а. А как просить?

Б а б у ш к а. Так просто и скажи: «Преподобный Сергий, помоги мне читать научиться. Попроси Бога, чтобы дал мне ума-разума». Да проси тихонько, про себя. Не бойся, он услышит: не простой он человек, а святой.

Сережа (после паузы). Попросил.

Б а б у ш к а. А теперь за учебу. Начинай, тяни вместе со мной: «А-а-а-у-у-у».

С е р е ж а. А-а-а-у-у-у…

Б а б у ш к а. Еще разок!

С е р е ж а. А-а-а-у-у-у… А-а-а-у-у-у… ау… Ау! Бабушка, «ау» получилось! Ау! Ау! (Прыгает.)

Б а б у ш к а. Будет, будет, стол опрокинешь! Ишь, как обрадовался (гладит Сережу по голове).

С е р е ж а. Спасибо тебе, бабушка! Теперь я, кажется, понял, как буквы в слова складывать. Ay! Ау!

Б а б у ш к а. Ты не только мне, а и преподобному Сергию спасибо скажи.

С е р е ж а. Спасибо!

Б а б у ш к а. И не забывай: святые – в каждом хорошем деле нам первые помощники. Обед скоро. Пойду на стол накрывать (скрывается за ширмой).

Воспитатель: Ребята, вам понравилась история про мальчика? (ответы детей) Скажите, как же мальчик просил помощи у преподобного Сергия? (дети повторяют: «: «Преподобный Сергий, помоги мне читать научиться. Попроси Бога, чтобы дал мне ума-разума»).

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что же дальше произошло с Варфушей? (ответы детей). Тогда слушайте.

- Когда Варфоломею исполнилось 10 лет, его отдали обучаться грамоте вместе с двумя братьями. В отличие от старшего Стефана и младшего Петра Варфоломею учеба давалась с большим трудом. Мальчик не мог освоить грамоту, как ни старался. От этого он очень сильно переживал.

Однажды, гуляя в поле, Варфоломей встретил старца. Тот стоял у дерева и усердно молился. Мальчик подошел к нему и поклонился, ожидая, когда тот окончит молитву. Старец заметил его и спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Варфоломей поведал ему свое горе и попросил молить Бога помочь ему изучить грамоту. В ответ старец утешил мальчика, дал ему кусочек церковного хлеба – просфоры, благословил и предрек, что тот «будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».

(показ картины Нестерова Михаила «Видение отроку Варфоломею»)

Время, когда жил Варфоломей, было очень страшным. На Русь постоянно нападали иноземные племена. Они грабили и жгли города и села, убивали русичей. Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар. Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а после их смерти ушел в лес вместе со старшим братом Стефаном. Там они построили церковь, её нарекли во имя Святой Троицы. Мог ли кто тогда знать, что станет она началом знаменитого на всю Россию монастыря? Вскоре Стефан, не выдержав суровых условий жизни, уехал в монастырь. И Варфоломей остался рез в одиночестве. Проводя все дни в молитвах, стоя в своей церкви, однажды, слышит он, как старец Митрофан объявляет его новое, монашеское, имя – Сергий.

(показ: Пострижение Сергия. Клеймо иконы «Сергий с житием»)

Живя в своей обители Сергий сам колол дрова, плел лапти, ухаживал за огородом, пек себе хлеб и молился в церкви.

В долгие холодные и голодные зимние вечера под окнами выли страшные волки. Но Сергий ничего не боялся. Однажды Сергий услышал как кто-то снаружи когтями скребётся в дверь. Распахнул он её бесстрашно, а перед ним на задних лапах стоял косматый, страшный медведь. Худой, он качался от голода, а в глазах Сергий увидел не злобу, а смертную тоску. Пятясь, вернулся Сергий в келью, разломил надвое последний кусок хлеба и вынес медведю. Всю зиму ходил косолапый к избушке инока и, видно, нутром чуя, что Сергий – человек Божий, не причинит ему зла.

(показ: Медведь приходит к святому Сергию. Клеймо иконы «Сергий с житием»)

Динамическая пауза.

(дети становятся в круг, выполняют движения в соответствии с текстом.)

Шел медведь зимой суровой (шагают на месте)

Через лес своей дорогой.

Ветер дул, (машут ладонями рук к лицу)

Мороз трещал… (хлопают в ладоши)

Мишка силы потерял. (присели)

Келью видит на пути (поворачивают голову в стороны)

И решает внутрь зайти (встают)

Сергий зверю хлеба дал, (вытягивают руки вперёд, ладони – вверх)

Верным другом Мишка стал. (берутся за руки)

Воспитатель: Что ж, ребята, слушайте дальше.

Как нельзя скрыться благоуханному цветку в глухой траве – найдут его по запаху, так и Сергий не смог укрыться в лесу. Во все стороны разлетелись слухи о молодом, смиренном и кротком отшельнике. Пошли к нему люди, умоляя позволить им поселиться рядом. Вскоре вокруг Сергия образовался небольшое монашеское поселение. Сергий знал в этом поселении каждого монаха и обо всех заботился.

(показ: репродукция картины М. Нестерова «Труды Преподобного Сергия»)

Он приносил воду из-под горы, помогал строить дома, вскапывал огород и обо всех молился. Встанет рано, когда и солнышко еще не взошло, принесет к каждой избушке по ведру воды, а потом самым первым придет на церковную службу.

Когда человек заботится не о себе, а о других, он становится лучше. Если он еще и молился много, то к Богу все ближе и ближе становится. Его просьбы Господь слышит и исполняет.

Сергий для себя ничего не просил у Бога. Ел он только хлеб и пил воду, а если приходилось ему просить Бога о чуде, то не для себя, а для кого-то другого. Однажды какой-то человек на руках принес к преподобному Сергию своего больного ребенка, чтобы Сергий помолился Богу о здоровье малыша. Но едва успел отец положить сына на лавку, как мальчик умер. «Малюточка мой! Сыночек! Ты уже не дышишь!» – заплакал отец и пошел делать гробик для умершего ребенка. Преподобный Сергий опустился на колени возле мертвого малыша и начал молиться. И вдруг – чудо! – задышал ребеночек! Глазки открыл, пролепетал: «Где я? Где мой тятенька?» Входит отец – и поверить глазам не может: сыночек ожил, к нему ручонки тянет! Заплакал отец от счастья: «Сыночек, любимый, ты снова со мной! Воскресил тебя Божий человек!» К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением.

(просмотр видео: «Образ добродетели. Преподобный Сергий Радонежский»)

Набеги татаро-монголов на Русь продолжались. Горели города, села, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.

Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.

В это время хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско.

(показ: репродукция картины А. Новосельцева «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского»)

Сергий благословил русичей на Куликовскую битву. Он сказал Дмитрию: «Иди, не бойся, Бог поможет тебе», – а на ухо шепнул: «Ты победишь».

(Показ: репродукции картины Ю. Арсенюк «Утро. Куликовское поле.»)

Черной тучей конница Мамая

Затянула весь простор степной.

Но, ее удары принимая,

Выстроились русичи стеной.

Други! Мы живем под небом Божьим,

А в бою сражаться нам самим.

Братья! Лучше головы положим,

Но своей земли не посрамим.

– Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю.

Многие воины не вернулись с Куликова поля. Жестокая была битва, но никто не струсил, не убежал с поля боя. За Русь святую, за веру христианскую бились русичи по благословению святого Сергия – и победили.

Была от победы радость великая, но и сжималось сердце от горя. Ведь восемь русских из каждых десяти остались на поле навечно.

А ночью крупная, прозрачная, как хрусталь, роса пала на мёртвые, холодные лица. Только не роса это была, а слёзы Богородицы, оплакивающей Своих детей…

Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел на поросшую лесом гору Маковицу никому не известным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре прославленным русским праведником. До самой смерти преподобный Сергий заботился о людях и помогал им.

- Ребята, вглядитесь в светлый лик преподобного Сергия, а я зажгу перед иконой свечу.

- Он живет вечно! Души святых людей живут с Богом в большой радости, но святые и о нас не забывают, видят наши беды, несчастья, огорчения и помогают нам в трудную минуту. Только попроси по-настоящему, с верой и любовью. Помощь обязательно придет, а от преподобного Сергия – вдвойне. Он русский, как и мы, человек, любит нашу родину и за всю русскую землю перед Богом молится. Послушайте, как в песне об этом говорится.

Тихий свет на Маковце-горе

(Слова И. Языковой)

Тихий свет на Маковце-горе

Радугой над всей землей цветет, —

Это инок Сергий на заре

Господу молитву воздает.

Инок встанет, принесет воды,

Дров наколет, хлебы испечет.

И за все нехитрые труды

Благодарность Богу вознесет.

Тихий свет на Маковце-горе

Радугой цветет над всей землей, —

Это инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой…

- Ребята, вот и всё, что я хотела сегодня рассказать вам о молитвеннике и заступник земли Русской великом святом Сергии Радонежском.

- Кто же такой Сергий Радонежский?

- Что вам больше всего запомнилось из жития Сергия Радонежского?

- Чему оно учит нас?

За что боролись русские люди?

- Что они хотели?

- Как Сергий помог победить татар?

- А как Сергий помогал людям?

И пока мы будем помнить об этом сердобольном старце с ясной и чистой душой, не сгинет Россия в беспросветной тьме и не разбегутся в разные стороны по всей земле её дети, кляня и ненавидя друг друга.

А для этого, Господи, научи нас молиться, верить, любить, терпеть и прощать. Везде и во всём, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Литература:

• Юдин Георгий «Аз, Буки, Веди» Азбука православия для детей

• Дьякова Е. А. «Перед праздником. Рассказы для детей православном Предании и народном календаре России. 1996г.

• Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского»

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи для детей шестого года жизни «Снеговик»Дидактическая игра по развитию речи для детей шестого года жизни «Снеговик» Дидактическая игра по развитию речи для детей 6 года жизни «Снеговик» Программное содержание: Научить детей определять место звука «с» в.

Конспект бинарного занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Добра» для детей 6 года жизниКонспект бинарного занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Добра» для детей 6 года жизни Тема: «Путешествие в страну Добра» Педагогическая цель: развитие познавательно-речевой и эмоциональной сферы старших дошкольников. Психологическая.

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей третьего года жизни «Овощи»Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей третьего года жизни «Овощи» Воспитатель: Чурсина О. Н. Цель:Формировать у детей интерес к знаниям об овощах. Задачи: Образовательные:Продолжать учить детейузнавать и.

Конспект НОД по физическому развитию посвященный «Дню защитника Отечества» для детей четвертого года жизни Тип НОД - игровое Задачи: образовательные – учить детей имитационным движениям метания мяча вдаль, упражнять в беге врассыпную. Оздоровительные.

Конспект НОД по познавательному развитию «Вода-источник жизни» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Вода – источник жизни» в подготовительной группе. Цель: формирование у старших дошкольников.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию по теме «Путешествие по временам года»Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию по теме «Путешествие по временам года» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию. Тема НОД: Путешествие по временам.

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 6 года жизни по теме «Зима» Программное содержание: Закрепить умение в образовании формы множественного числа существительных, определять место нахождения звуков в.

Консультация для родителей по речевому развитию детей второго года жизни Малышу второй год. Как он говорит? Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года.

НОД для детей третьего года жизни по познавательному развитию «Зима в лесу» НОД «Зима в лесу» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Сценарий интегрированной НОД для детей 5-го года жизни «Здравствуй, весна!» Сценарий интегрированной НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи для детей 5-го года жизни. Тема: Цель: 1. Ознакомление.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию («Православие») для детей 7-го года жизни.
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 20:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Куклы наших бабушек»
Мастер-класс"Куклы наших бабушек" История тряпичных кукол в славянской культуре очень древняя. К куклам относились очень бережно и с любовью. Окружающий...
Конспект открытого мероприятия «В гости к Ёжику»
Совместная работа с воспитателями всегда приветствуется в нашем Центре. И вот очередное мероприятие, которое мы проводили вместе с воспитателем...
Сценарий утренника, посвящённого 8 марта «Весенние сказки» для подготовительной группы
Сценарий утренника, посвящённого 8 марта «Весенние сказки» для подготовительной группы Вход под музыку, хоровод «Весну звали» , затем садятся на стулья...
Консультация для воспитателей «День святого Валентина в детском саду»
14 февраля во всем мире празднуют День Святого Валентина. В нашей стране этот праздник находит все больше и больше поклонников. В этот день всем нам...
Конкурсная программа для мальчиков «Богатырские забавы»
БОГАТЫРСКИЕ ЗАБАВЫ ( подготовительная группа) Цели и задачи: Привлечение детей к здоровому образу жизни, здоровой конкуренции; Учить...