Дорожко Светлана
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Пересказ сказки «Снегурочка» с помощью карточек Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Капельки» пересказ сказки «Снегурочка» с помощью карточек Проппа
Автор: воспитатель Дорожко Светлана Сергеевна, МДОУ «Детский сад № 5 «Радуга»
Цель: продолжать обучение детей использовать «карты Проппа» при пересказе сказок.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей группы „Пересказ сказки „Снегурочка“ с помощью карточек Проппа» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Снегурочка». Русская народная сказка
- Темочки
Обучающие: совершенствовать умения детей в пересказе сказок по картам Проппа, закрепить умение детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием сказки, последовательно, грамматически правильно пересказывать сказку с использованием карт, активизировать и обогащать словарный запас детей
Развивающие : развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение и память детей.
Воспитывающие: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа: изготовление и знакомство с картами Проппа, чтение сказки «Снегурочка», подготовка атрибутов к занятию.
Ход НОД:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришла гостья ждёт приглашения, как только вы отгадаете загадку и назовёте, кто это. Она тут же появиться.
Вся из снега, изо льда
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год. (Снегурочка)
Воспитатель: правильно, конечно, это Снегурочка. И сегодня она пришла к нам в гости. (Появляется Снегурочка).
Снегурочка : здравствуйте, ребята! Мне тут по секрету сказали, что вы всё про зиму знаете и даже сказку зимнюю про меня можете рассказать. Вот я и пришла послушать.
Воспитатель: Ты Снегурочка посиди и послушай, а ребята тебе все расскажут.
- Как вы думаете, в какое время года может появиться Снегурочка? (Зимой)
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
- Ребята, а давайте вспомним признаки зимы. (Холодно, снег, день короче, солнце светит мало).
- А в какие игры можно играть зимой? (Снежки, лепить снеговика, коньки, лыжи, хоккей, с горки кататься).
Снегурочка. Ребята, я предлагаю вам поиграть со мной в снежки. Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять к нему слово снегурочка, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок (картинка снегурочки)
Дидактическая игра «Снежки»
Мы решили слепить (снегурочку).
Мы покрыли платком голову (снегурочки).
Мы играли с нашей (снегурочкой).
Мы рассказали бабушке о (снегурочке).
Нам было весело лепить (снегурочку).
Снегурочка : молодцы ребята, все правильно ответили.
Воспитатель: вам понравилось играть со Снегурочкой? А давайте теперь мы с вами порадуем ее и придумаем родственные слова, к слову, снегурочка.
Дидактическая игра «Придумай слово»
Подбор родственные слова, к слову, снегурочка : снег, снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.
Воспитатель: а о чем напоминают все эти слова? (О зиме). А сколько сказок о зиме написано.
Снегурочка : А какие вы знаете зимние сказки?
Предполагаемые ответы детей: Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Двенадцать месяцев.
Снегурочка : как здорово, что вы знаете все эти сказки, а я даже свою забыла.
Воспитатель: А давайте мы вспомним и расскажем нашей Снегурочке её сказку, ей будет очень приятно послушать. А расскажем мы с помощью наших карточек Проппа.
Воспитатель: Кто помнит, как начинается сказка «Снегурочка»?
Предполагаемые ответы детей: Жили- были, старик со старухой и не было у них детей. Это у нас карточка «Жиди-были»
Воспитатель: правильно, какая карточка будет следующая?
Предполагаемые ответы детей: следующая у нас будет карточка «Особое обстоятельство». Что, жена, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка, и мы слепим снежную бабу.
Воспитатель: ребята, а к какой карте отнесем эти слова «Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается».
Предполагаемые ответы детей: «герою дается новый облик»
Воспитатель: правильно, вместо снежной бабы получилась девочка, и назвали ее дед с бабкой Снегурочка.
Воспитатель: «А Снегурочка заскучала, невесёлая стала, всё в окошко глядит, слезы льёт» и что дальше.
Предполагаемые ответы детей: появились подружки и стали звать ее в лес по ягоды.
Воспитатель: конечно, следующая карта — это «появление друга-помощника». Ребята, и что произошло потом.
Предполагаемые ответы детей: Снегурочка пошла в лес с подружками это будет карта «Герой покидает дом».
Воспитатель: ну и чем же закончилась сказка?
Предполагаемые ответы детей: начали девушки через костер прыгать, стали они звать Снегурочку. Разбежалась Снегурочка и прыгнула… Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Растаяла снегурочка.
Воспитатель: какая карточка нам понадобиться? (Счастливый конец).
Да. Хоть у нас и не очень счастливый конец, ведь Снегурочка растаяла. Вот мы с вами и вспомнили содержание сказки «Снегурочка» с помощью карт Проппа. Ой, посмотрите, наша Снегурка сидит такая грустная, и я предлагаю вам придумать свой вариант концовки сказки, чтобы ее порадовать. (Дети предлагают свои варианты). А теперь давайте разомнемся и попробуем пересказать всю сказку.
Физминутка:
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
И, конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Ребята, мы с вами выложили полную схему из карт Проппа «Снегурочка». А теперь давайте попробуем пересказать эту сказку, а наша Снегурочка внимательно послушает.
Дети пересказывают всю сказку, опираясь на карты схемы.
Воспитатель: Снегурочка, вот мы и рассказали тебе твою сказку. Ребята, понравилось ли вам рассказывать сказку по картам? Какой конец вам больше понравился, тот, что был в русской народной сказке или тот который придумали вы? (ответы детей)
Снегурочка : а мне понравился конец сказки, который придумали вы ребята. И поэтому я решила поделиться с вами снежными комочками. Достаньте из корзинки каждый себе комочек, а внутри вас ждёт сюрприз (внутри дети находят конфетку). Молодцы, ребята! До встречи. (Снегурочка уходит)
Воспитатель: спасибо вам ребята за работу.