Лучший педагог года

Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы)

татьяна сафошкина
Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы)

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой,- сохранение культурной самобытности русского народа. В наше время нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Сейчас выходит много литературы по данному вопросу. Наше ДОУ в своей работе использует серию книг Н. В. Алёшиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», книгу А. А. Кондрыкиной «С чего начинается Родина?», программу «Родники Дона» Р. М. Чумичёвой. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной соцкультурной среды. Это любовь к ближним, к семье, к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы)» размещена в разделах

Исходя из этого я наметила себе комплекс задач:

- воспитание детей любви и привязанности к маме, своей семье, дому, д/саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитания уважения к труду взрослых;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи стараюсь решать во всех видах деятельности детей.

Передавая детям знания, учитываю, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. С 2005 года в своей работе использую авторскую вариативную программу для детей дошкольного возраста «Мой родной дом» под редакцией Оверчук. Она направлена на социализацию личности дошкольника, формирования любви к Родине – России на основе приобщения ребёнка к национальной культуре. Содержание программы систематизировано по тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте:

- Мой родной дом – семья (4 год жизни)

- Мой родной дом – детский сад (5-ый год жизни)

- Мой родной дом – мой родной город (6- ой год жизни)

- Мой родной дом – Россия (7-ой год жизни).

При отборе содержания работы с детьми учитывала возрастные особенности. Дом- это то, с чем связаны первые впечатления ребёнка, дом – его защита, его тепло, его радость. Дом – его родные и близкие, всё, что связано с ними, всё, что, составляет мир маленького человека.

С детьми младшей группы начали реализацию проекта «Дом». Начали с чтения отрывка «Разные дома» из детской энциклопедии «Почемучка». Знакомство начинали с близлежащих домов, улиц. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории д/сада, поэтому наблюдения проводила непосредственно возле д/сада.

Дети рассматривали дома, обращали внимание, что дома разные, их много. У каждого дома свой номер, у каждой улицы – свое название. Дома высокие, низкие.

Таким образом я постепенно, начиная с младшего возраста подводила детей к пониманию того, что такое семья. Начиная с младшей группы большое внимание уделяла воспитанию любви к самому близкому человеку в семье – маме и к другим членам семьи. Вместе с детьми оформили альбом «Я и моя семья». Дети с удовольствием его рассматривали и рассказывали о родных людях.

Программа «Радуга» рекомендует использовать в образовательном процессе традиции. В нашей группе стало традицией к праздникам «День защитника Отечества» и «8 марта» рисовать портреты пап и мам. Делать для них подарки. Дети с радостью принимают участие в изготовлении подарков для родных людей, а для родителей это стало приятной неожиданностью. Провела городское открытое занятие на тему: «Давай знакомиться». Активное участие в этом мероприятии приняли родители. Большой семейный праздник удался на славу.

В младшей группе в рамках «Недели педагогического мастерства» провела занятие по рисованию «Украсим матрёшкам сарафаны». Ненавязчиво и доступно знакомила малышей с культурой своего народа. Рассказывала им русские народные сказки, читали и разучивали народные потешки, рассматривали предметы народно – прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что всё это придумал, сделал русский народ.

Большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников уделяла фольклору. Обращение к народной мудрости, к народному творчеству неслучайно, - это родные корни, основа, совершенно необходимая в пору детства.

Выстраивала и подбирала материал по народному творчеству так, чтобы в нем раскрывалась тяга любви и верности, её обычаям, традициям.

В средней группе я продолжила работу по нравственно- патриотическому воспитанию. Дети проводят в д/саду больше времени, чем в семье, поэтому, работая по данной теме, старалась показать детям, что д/сад похож на семью. Как и в семье, в д/саду есть взрослые и дети, взрослые заботятся о детях.

Посещая помещения других групп привлекала детей к заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки, подмести участок и т. д. Подводила детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей – сотрудников д/сада, причём они старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в д/саду было интересно, уютно.

К старшему дошкольному возрасту у нас в группе была отработана уже система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию :

семья д/сад родная улица родной город страна, её столица, символика.

В старшей группе также продолжала работу по воспитанию любви к маме, ко всем членам семьи. Особое внимание уделяла заботе о престарелых членах семьи – бабушках и дедушках. Впервые дети в старшей группе знакомятся с родословным древом. Эта работа в нашей группе проводилась вместе с родителями. Большой интерес вызвал у детей рассматривание семейных альбомов, которые родители разрешили принести в д/сад. Мне кажется, что тесная связь с родителями является не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Вместе с родителями проводили не только совместные праздники. Родители вместе с детьми принимали активное участие в персональной выставке поделок из природного, бросового материала.

В старшей группе передо мной стала задача, показать детям, что родной город славен своей историей, своими традициями, своими достопримечательностями, своими людьми. Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребёнок и что вызывает отклик в его душе. Рисунки детей нашей группы демонстрировались на выставке «Мой родной город», «Мои родители труженики». Я считаю, методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, но и при этом обязательно должны учитываться психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность, конкретность, мышление, глубина первых чувств, понимание социальных явлений. В своей работе с детьми использую сказки с учетом гендерного подхода.

Сказкотерапию можно назвать «детским методом» потому, что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы и легенды можно условно разделить на три группы:

- мужские, где главный герой – персонаж мужского пола (колобок, три поросенка);

- женские, где главная героиня – персонаж женского пола (морозко, хаврошечка, красная шапочка);

- смешанные – где главные герои – персонажи мужского и женского пола (царевна – лягушка, сивка-бурка).

Учитывая гендерные особенности проводила секретные совещания отдельно для мальчиков и девочек.

Для молодых специалистов в д/ саду провела консультацию: «Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольников». Раскрывая тему «Сказки», останавливалась на персонажах «волшебных сказок», положительных героях (Иван Царевич) и отрицательных (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, показывала борьбу добра и зла, обращала внимание детей на те качества, которые необходимы для победы над злом (в старшей группе провела городское открытое занятие «Песочная игротерапия по сказке»).

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера. В своей работе много использовала пословиц и поговорок о добре и зле, о русской стороне.

Погружалась в тему «Былины» в старшем дошкольном возрасте, чаще читала с детьми героические былины, рассматривали картины и иллюстрации с героями (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, смотрели мультфильмы, а на контрасте – вражья сила (Соловей-разбойник, Змей Горыныч).

Вместе с детьми делали вывод, что в сказках, былинах всегда воспевается героизм, благородство и верность земле русской, осуждается злость, жестокость, высмеивается трусость. Подводила детей к тому, что через народный фольклор проходит мысль о победе света над тьмой, добра над злом. Мне было важно, чтобы дети поняли, что главным в облике героев- богатырей, всегда был благородный воин, борющейся со злом, защищающий русскую землю, а основными качествами были мужество, смелость и решительность.

В декабре 2013 года провела правела консультацию для воспитателей д/сада «Былины как патриотическое воспитание дошкольников». В ходе которой уточнила, каким же материалом должен владеть педагог, чтобы знакомить детей с родной историей и с первыми защитниками Земли Русской, чтобы знакомить их с фольклорными произведениями былинного жанра и грамотно прививать любовь к прошлому своей страны, научить детей гордиться своей принадлежностью к такой культуре. Таким образом, былины – нить, связывающая нас с прошлым. В. И. Вернадский утверждал, что осознанность народом своего бытия, быть может самая большая сила, которая движет жизнь. Поэтому важно, чтобы воспитатель, прививал детям любовь к Родине, максимально владел разнообразным материалом не только в области культуры, искусства, художественного творчества.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют ту землю, на которой человек родился, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красоты которой открылись ему однажды, как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.

Для этого необходимо:

- знакомить с понятиями «моя страна», «мой город, поселок, село, деревня», «мой край», с именами героев края, города;

- дать детям начальное представление о государстве, в котором они живут, о названии государства, его символике, территории и расположении, об устройстве государства, о столице России – Москве, о том, что государственный язык России – русский;

- формировать ценность процветания и безопасности Родины;

-воспитывать любовь к родной природе, восхищение её красотой;

- рассказать о национальных богатствах, уникальных объектах природы, самых важных вехах в истории родного края.

Свою работу направляла на формирование у детей самосознания на основе культурно – эстетических норм нашего Донского края. Знакомство происходило на комплексных занятиях.

Так в 2014 году в подготовительной группе провела занятие «Казачий курень», в ходе которого были выявлены знания детей о жилище донских казаков. Вспомнили и любимые блюда казаков. Детям понравилась посуда, в которой казачки готовили еду, это чугунки разного размера, деревянные ложки, а вот чашки были глиняные, потому что на Дону было развито гончарное дело. Дети рассказывали стихи о Донском крае, пословицы о доме. В конце занятия дети с большим удовольствием пили казачий чай из трав с караваем. Даша Нетудыхатка вместе с мамой сделали макет «Казачий баз».

Для бесед с детьми отбирала темы, освещающие страницы истории Донского края. Много рассказывала детям о казаках. Обращала внимание детей на то, что казакам были присуще те же характерные черты, свойственные богатырям- воинам. Это были воины сильные, вольнолюбивые, неустрашимые, готовые постоять за всех обиженных. Недаром в переводе «казак» означает вольный человек, смельчак, лихой воин. При чтении сказок Тихого Дона обращала внимание детей на героев сказок, выражения в них свободолюбия и геройского духа, стремления к добру и справедливости.

Через форму народного праздника знакомила детей с обычаями и обрядами, соединяющие языческие и христианские традиции и определяющие своеобразие культуры нашего Донского края.

Ежегодно осенью проводила досуг «Осенины». В его подготовке активное участие принимали родители. В театрализованный уголок родители сшили элементы казачьих костюмов. В группе организовывала выставку поделок из овощей и фруктов, где тоже принимали активное участие родителей вместе с детьми.

В 2014 году с детьми старшей группы провела праздник «Россия – края дорогие». Основной идеей праздника явилось формирование любви к своей большой Родине – России. Перед проведение праздника, я провела с детьми следующую предварительную работу. Провела занятие по развитию речи, изодеятельности, музыкальное – на тему: «Моя Родина – Россия». Знакомила детей с русской культурой, искусством, народным прикладным творчеством. Получив приглашение на праздник от потешников – скоморохов, дети стали готовиться к празднику, делали украшения к русским костюмам (бусы, кушаки, кокошники). Совместно с родителями дети нарисовали рисунки, изобразив Родину- Россию и украсили ими зал.

Вся моя работа позволяет приобщать детей к истокам русской традиционной культуры. По инициативе детей мастерили «Валентинки» ко Дню Валентина. Рассказала детям о празднике семьи. Знакомлю детей с древнейшими памятниками культуры Донского края. Вместе с детьми оформили альбом, где собрали открытки, иллюстрации, на которых изображены храмы и соборы городов Новочеркасска, Ростова-на-Дону, нашего города Донецка. С детьми подготовительной группы провела интеллектуальную игру «Турнир знатоков города».

В подготовительной группе прочитала детям книгу Н. А. Никифоровой «Евангельские беседы в д\саду» и провела комплексное занятие «Светлое христово Воскресенье – Пасха», в ходе которого приобщала детей к истокам русской традиционной культуры, поддерживала их интерес к ознакомлению с древнейшим памятником культуры, с Великой книгой «Библией для детей», поддерживала стремление следовать благому. Познакомила детей с иконами. Организовали вместе с родителями выставку икон. Родители вместе с детьми принимали активное участие в оформлении альбома «Соборы и храмы городов России».

В процессе работы с детьми по нравственно патриотическому воспитанию решала и задачи физического воспитания, что немаловажно для здоровья детей (смелость, выносливость, ловкость). Использовала спортивные игры с военно-патриотическим содержанием и ловкие зажигательные игры «казачат».

Эти задачи решались и при проведении праздников День Победы, День защитника отечества, спортивных эстафет и физкультурных досугов.

Начиная со старшего дошкольного возраста знакомила с разными родами войск. Чтение рассказов Т. Шорыгиной, Л. Касилье из книги «Твои защитники», рассматривание иллюстраций, помогало формировать представление детей о героических защитниках страны в годы Великой Отечественной войны, показывало мужество и героизм наших солдат.

В 2013 году провела интегрированное занятие в старшей группе «Нужен мир народам мира, а война им не нужна», в ходе которого были выявлены знания детей по формированию представлений о героических поступках и патриотических чувствах. Способствовала расширению социальных представлений детей и формированию у них симпатии и уважительного отношения к людям, которые воевали. Оформили альбом с видами городов – героев. Много беседовала с детьми о подвигах и мужестве солдат русских, о самоотверженном труде русских людей в тылу. Рисовали и лепили по теме. В группе была организована выставка рисунков детей совместно с родителями «Поклонимся великим тем годам». Очень интересны были высказывания детей о войне.

Варя Дюбина: «Война- это плохо. Там погибает много людей, детей. Их всех очень жалко».

Соня Кравцова: «Война – это грустно, жутко. Там много стреляют, убивают людей. Я бы хотела, чтобы люди на земле жили счастливо, не болели и не знали, что такое война».

Аделина Дмитриенко: «На войне очень страшно. Мы вместе с бабушкой смотрели кино про войну, и она плакала, и я вместе с ней. Я не хочу, чтобы моя бабушка плакала».

Дима Мацуй: «Я бы хотел, чтобы люди жили без войны и никогда не умирали».

Кирилл Усачев: «Я не хочу, чтобы была война. Поиграть в войнушку можно, там понорошку стреляют, а в настоящую войну- не хочу, страшно очень».

Я считаю, что воспитывать любовь и уважение к родному дому, где родился и вырос нужно с дошкольного возраста. Это понимают все, но как это сделать, знают не все. И в этом мне помогает программа «Мой родной дом».я стараюсь прийти на помощь родителям, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувства гордости за совместную работу.

В ходе реализации программы по патриотическому воспитанию «Мой родной дом», мы с детьми подготовительной группы решили сделать сборник игр «Познаём играя». Дети привлекли к изготовлению карточек родителей, и потом игровые задания из этого пособия я использовала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Сначала родители неохотно откликались на просьбы и предложения сделать что-то, но постепенно недоверие и отстраненность уступили место заинтересованности. Произошло это, когда родители увидели результат совместных с детьми работ. Родители принимают активное участие в организации выставок к праздникам, изготовлению макетов. Провела анкетирование родителей и детей в старшей группе на тему «Мой родной город».

Воспитывая у детей доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, уважение к старшим, я познакомила детей старшей группы с документом «Декларация прав человека». Для родителей оформила папку передвижку «Очень важные права».

В апреле 2015года с детьми подготовительной группы провела занятие «Я имею право». Организовала выставку рисунков детей совместно с родителями на эту тему.

Благодаря программе «Мой родной дом» и работе, проводимой с детьми по нравственно патриотическому воспитанию у детей появилось осознанное отношение к себе с позиции «Я - человек», к другим людям, к природе, к окружающему предметному миру и явлениям общественной жизни.

Я считаю, что были заложены основы теплого чувства любви и привязанности к своей семье, к родным и близким людям, искренней благодарности к сотрудникам д/сада за их добрые сердца и теплоту души. Дети стали более общительными, легко вступают во взаимоотношения со взрослыми, научились устанавливать простейшие связи между явлениями природы, оказывать посильную помощь взрослым не только в семье, но и в д/саду, бережно относиться ко всему живому, к тому что сделано руками человека.

Дети проявляют интерес к родному городу, интересуются событиями, происходящими в нашем городе, стране, мире, чаще проявляют настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы. Учатся и стремятся быть самостоятельными.

Анализ результатов педагогической диагностики за 2011-2014 годы показал положительную динамику уровня знаний воспитанников по ознакомлению с окружающим: у детей сформирован интерес к своему городу, стране.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 40 «Солнышко» Педагогические чтения.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ Нравственно-Патриотическое воспитание в ДОУ Проблема нравственно - патриотического воспитания детей и подростков не нова, но по-прежнему.

Обобщение опыта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЛАЙД №1 Заставка - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Арутюнян. В. В. - я воспитатель МБДОУ Чебурашка ст. Гиагинской СЛАЙД №2 Мне.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом» «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа,.

Опыт работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колосок» Муштаевой Светланы Григорьевны. Тема по самообразованию: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Актуальность и перспективность опыта Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Нет.

Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Воспитатель МБДОУ Центр.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы)
Опубликовано: 11 октября 2016 в 17:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД