Занимательная математика: развитие логического мышления дошкольников

Наталья Шошина
Занимательная математика: развитие логического мышления дошкольников

Что же такое логика?

Логика — наука о формах и способах мышления.

Одна из главных задач логики определить, как прийти к выводу из предпосылок

(правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления,

чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого, соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. С момента появления на свет у ребенка начинают развиваться все высшие психические процессы: мышление, память, воображение и, конечно же, логика. Но, если не уделять внимание развитию ребёнка, этот процесс будет проходить медленно и неуверенно. Многие родители уверены, что важнее ребенка научить читать и считать, и никаких проблем с учебой не будет. Но чаще всего такой ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.

Что же происходит? Оказывается, он не умеет самостоятельно думать, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления. У него недостаточно развито внимание, память, зрительное и слуховое восприятие. Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Так в настоящее время эта проблема актуальна, необходимо начинать работу по развитию логического мышления как можно раньше, т. к. она служит основой дальнейшего развития.

Почему именно логика служит основой в развитии?

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Именно в дошкольном возрасте и формируется этот первый этаж – основа всех основ. Таким образом, навыки и умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. А логические приёмы применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

В нашем быстро развивающемся обществе, в эпоху новых технологий и стремительного прогресса, как никогда актуально развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально-мобильные, творчески действующие граждане, способные развиваться, познавать, интересоваться. В системе образования России началась масштабная инновация: введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, дошкольного образования (ФГОС). Ставится вопрос о переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Т. е современные дети должны уметь слушать и слышать, через решение проблемы делать открытия, пользоваться Интернетом, находить интересующую информацию, уметь отстаивать свое решение. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедит других в своей правоте. Учиться станет ему легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. А это значит, что современные дети станут успешными в будущем и востребованы обществом. А мы, педагоги, должны формировать у детей мотивацию к обучению, саморазвитию, самопознанию.

Проведя анализ требований к реализации Образовательной программы дошкольного образования, разработанной с учётом ФГОС в нашем МКДОУ, а также, получив результаты диагностики своих воспитанников, я пришла к выводу, что возникла необходимость проведения с детьми дополнительных занятий, в том числе в форме кружковой работы.

Анализируя результаты диагностики, я наблюдала следующее:

1. У детей старшей группы слабо развито логическое мышление.

2. Они затрудняются в решении простых задач.

3. Не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по определённым признакам.

Известно, что Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Задачи на смекалку, логические игры, головоломки очень нравятся детям. Они могут долго упражняться, перекладывая фигуры, палочки с места на место. В данном виде деятельности утомляемость наступает позже, чем в других видах деятельности.

Мною был составлен план кружковой работы и определены следующие задачи:

- Развитие логического мышления и творческих способностей.

- Развитие математических способностей.

- Обучение самостоятельному решению поставленных задач.

- Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).

- Овладение навыками речевого общения.

В своей работе я использовала развивающие игры, загадки математического содержания, позволяющие «вытягивать» знания. Загадки оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Отгадывая, дети радуются, если правильно ответили. Каждая загадка - еще и логическая задача.

Логические задачи могут быть, например, следующими: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг).

Игры-головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста («Танграм»).

Особенно нравилось детям работать в тетрадях, писать графические диктанты, рисовать узоры по образцу, работать с палочками. От занятия к занятию дети становились всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. По многочисленным просьбам самих детей, пришлось расширять сферу деятельности. В свою работу я стала включать подвижные игры, игры с мячом, освоили шашки.

Игры, в которых нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат такие игры и упражнения, как: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей предлагала игру “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

Для формирования количественных и качественных понятий использовала такие упражнения, как: “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру” развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

На мой взгляд, работа воспитателя не может осуществляться без помощи семьи. Поэтому я проводила для родителей собрания, открытые занятия, консультации.

В конце года мною была проведена контрольная диагностика. Результаты оказались намного выше, чем в начале года.

Таким образом, используя различные развивающие игры и математические упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что в игре дети лучше усваивают программный материал. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к правильному результату. Эти занятия помимо закрепления математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности. В процессе формирования логического мышления развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, тренируется внимание, память, решаются нравственные задачи. Итогами работы является выработка у ребенка умения самому находить ответ на вопрос «Как?

Публикации по теме:

Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Развитие логического мышления у старших дошкольников" ]Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются.

Конспект квест-игры по ФЭМП «На планете Математика» с приоритетом развития логического мышления для детей старшей группы Цель: развитие и закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста по математике посредством инновационных форм работы согласно ФГОС.

Логический мини-квест. Развитие логического мышления и воображения дошкольников посредством конструктора «ARTEC BLOKS» Логический мини-квест «ARTEC BLOCKS»Конспект мини-квест игры. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное,.

Образовательная программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Пояснительная записка Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных.

Педагогический эксперимент «Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша». Актуальность:.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Консультация для родителей Развиваем логическое мышление у детей Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей.

Семинар для педагогов ДОУ Тема: Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технол Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения».

Обобщение опыта «Развитие логического мышления дошкольников средствами современных математических игр» Приоритетным направлением работы нашего структурного подразделения является математическое развитие дошкольников. В 2016 -2017 учебном году.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
  • Учимся считать
Автор публикации:
Занимательная математика: развитие логического мышления дошкольников
Опубликовано: 11 марта 2018 в 10:34
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Победа моей воспитанницы
Уважаемые коллеги, спешу поделиться с Вами прекрасной новостью для всего нашего коллектива ДОУ и всех детей нашей группы. Воспитанники моей группы...
Мастер-класс «Осенний пейзаж» по рисованию гуашью
Леса и прозрачны, и ясны, Осенней прохладой дыша. И как обнаженно-прекрасна У кроны притихшей душа. Всем доброго дня! Разрешите представить вам...
Фотоотчет о танце «Ягодки-рябинки»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Во всю идет подготовка к осенним утренникам. Вот и наши малыши готовятся к нему. Танец "Ягодки-рябинки" популярен среди...