Лучший педагог года

Обобщение опыта «Развитие мышления у дошкольников»

Ярослава Толкун
Обобщение опыта «Развитие мышления у дошкольников»

Актуальность

«Важнейшая задача цивилизации- научить человека мыслить». Томас Эдисон.

Мышление-это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому мышление и речь взаимосвязаны. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому важно его развивать с детства.

Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, тем самым он добивается успеха в жизни.

Цель:

Публикация «Обобщение опыта „Развитие мышления у дошкольников“» размещена в разделах

Способствовать  развитию  у дошкольников познавательной  активности,  формированию мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения, развитию умения устанавливать логические связи и закономерности, умению рассуждать и делать выводы.

Мышление развивается в три этапа:

Наглядно-действенное (когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования) – ранний возраст

Наглядно-образное  - (ребенок мыслит при помощи образов, с помощью представлений, явлений, предметов)- дошкольный возраст

Словесно-логическое – (мысль в уме, с помощью понятий, рассуждений, слов) – старший дошкольный возраст.

К основным мыслительным операциям учёные относят:

Анализ.  При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.

Синтез.  Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ.  В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстракция.  

Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.

Например, абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т. д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др.

Конкретизация.  При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Этапы работы:

Подготовительный: подбор игр, упражнений и дидактического и наглядного материала для развития мышления у детей.

Основной: применение подготовленного материала на развивающих и коррекционных занятиях с детьми.

Заключительный: тестирование уровня развития мышления и обобщение опыта.

Работа с детьми

Игровая деятельность:

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее».

Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же.

Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д.

Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.

Игра «Снаружи - внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое» -«маленькое», «внутри» - «снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.

Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например: - Кем был старичок? (Мальчиком.) - Чем было дерево? (Ростком.) - Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Да-нет-ка».

Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

И еще много других интересных и развивающих игр…

Работа с родителями

В рамках выбранной темы, я подготовила мастер-класс для родителей по развитию мышления у детей, в котором предложила несложные, но очень увлекательные и довольно веселые игры, в которые могут поиграть родители с детьми дома, на прогулке или по дороге в детский сад.

Результат:

Дети с удовольствием и интересом занимаются по выбранным дидактическим материалам и играют в предложенные развивающие игры.

К концу года воспитанники значительно повысили уровень знаний, мыслительных операций и развития речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие мышления у дошкольников»
Опубликовано: 20 октября 2021 в 13:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД