МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта по сказкотерапиии

Жанна Халиман
Обобщение педагогического опыта по сказкотерапиии
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия – одна из методик психотерапевтической и психокоррекционной работы с детьми и взрослыми. Сущность ее заключается в утверждении, что метафоры, содержащиеся в сказках, позволяют человеку взглянуть не только на отражение реального, предметного и социального мира, но понять и принять свой внутренний, духовный мир.

С помощью сказки человек не только налаживает отношение с самим собой, но и находит взаимопонимание с другими

Публикация «Обобщение педагогического опыта по сказкотерапиии» размещена в разделах

Метод сказкотерапии активно используется с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым и другими психологами. Сказкотерапия построена на принципах арт-терапевтического воздействия и направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем клиента.

Сказкотерапевт А. В. Гнездилов, автор многих психотерапевтических сказок для детей и взрослых, предметом сказкотерапии считает «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы». Кроме того он подчеркивает, что сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения

Кроме того, прелесть сказок заключается в том, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и оттенки смыслов, близкие и актуальные для них.

Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми детьми, так как через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Таким образом, сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. А так же

сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.

Сказкотерапия - лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Но сказкотерапия – это не только процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

«Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности».

Сказочные задачи формулируются так, чтобы на них можно было перенести свой жизненный опыт. Желательно, чтобы сказочная задача была задана ребенку каким-либо сказочным существом, ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, не должна иметь единственно правильного решения, а побуждать ребенка к творческому осмыслению.

Работая со сказками, следует учитывать следующие особенности сказкотерапевтического метода :

1. Сказка должна быть максимально близкой и понятной клиенту, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений (это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать его); рассказ строится близкими возрасту и особенностям развития клиента языковыми средствами.

2. Рассказывание историй иногда сочетается с использованием элементов гипноза (М. Эриксон, обязательно с внушением. Иногда элементы внушения вводятся в контекст сказки и предварительно обозначаются интонацией или использованием имени клиента, особенно перед значимой информацией.

3. Сюжетная линия включает основные этапы развития конфликтной ситуации: завязку, нарастание конфликта, кульминацию, развязку. В заключении герой разрешает конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Основными формами работы со сказками являются :

- Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

- Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

- Обсуждение поведения и мотивов персонажей, которое служит поводом к обсуждению ценностей и поведения клиента.

- Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать эмоционально-значимые ситуации.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок : художественные, народные, авторские, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1. Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

2. Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы.

3. Авторские художественные сказки

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций.

4. Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5. Психокоррекционные сказки.

Для того чтобы психокоррекционная сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания.

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме клиента, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который клиент может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста. До сих пор динамика этих процессов в теории и на практике рассматривается обособленно.

Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъектных свойств речи.

Литература:

Публикуемая программа по развитию личности и речи дошкольника разработана с учетом:

• закономерностей развития связной речи и языковой личности, сформулированных в многочисленных исследованиях (Г. И. Богина, Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, Ю. Н. Караулова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, A.M. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина);

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по сказкотерапиии
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 21:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта по сказкотерапиии» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Халиман (УИ 407851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД