Папки-передвижки

Обобщение опыта «Практическое применение средств музыкального фольклора в процессе музыкального развития дошкольников»

Елена Владимировна Иваненко
Обобщение опыта «Практическое применение средств музыкального фольклора в процессе музыкального развития дошкольников»

Обобщение педагогического опыта. Практическое применение средств музыкального фольклора в процессе муз. развития дошкольников.

Публикация «Обобщение опыта „Практическое применение средств музыкального фольклора в процессе музыкального развития дошкольников“» размещена в разделах

Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Поиск путей развития музыкальных способностей у дошкольников всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств творческого развития ребенка.

Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. В свою очередь, благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Поэтому на протяжении нескольких лет я веду целенаправленную и систематическую работу по развитию музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора русского народа, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям. Всё это происходит в интересной игровой форме. Разучиваем с детьми народные прибаутки, потешки, колыбельные и народные песни, играем на музыкальных инструментах народную музыку, разучиваем и исполняем русские народные хороводы и танцы под русские народные песни и мелодии; ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и проведении фольклорных праздников, следуя национальным традициям : осенние ярмарки, Осенины, зимние праздники: Новый год, Коляда, весенние праздники : Масленица, Сороки, конечно, не упуская из виду современные праздники и мероприятия, посвящённые им (День знаний, Праздник Осени, День защитника Отечества, 8 Марта и др.).

Итак, был составлен перспективный план работы по использованию музыкального фольклора в целях развития музыкальных способностей дошкольников.

Работа по развитию музыкальных способностей дошкольников с помощью музыкального фольклора ведётся с 1-й младшей по старшую группу параллельно с разучиванием и ознакомлением с произведениями, предложенными программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»(указанной выше).

Так, раздел «Игровые упражнения»,включающий в себя общеразвивающие движения (ходьба,бег, подскоки,гимнастические упражнения, я расширила, включив в него широкий круг элементов русского народного танца : русский переменный шаг, «дробный шаг», народный скользящий, «шаркающий» шаг, простой хороводный шаг, хороводный шаг с точкой («молоточки»,с притопом, с «пружинкой», «верёвочка», «ковырялочка», «моталочка», «козлик», «ёлочка», «гармошечка» и др.

Как известно, при разучивании того или иного элемента русского народного танца с детьми важен подбор высокохудожественной музыки для сопровождения упражнения. Для этого я выбрала ряд разнохарактерных народных мелодий с богатой гармонией в аккомпанементе.

Таким образом, одновременно с разучиванием танцевальных движений происходит не только накопление знаний и умений, но и обогащение детей музыкальными впечатлениями, что ведёт к повышению эмоционального воздействия народного искусства на ребят. При этом народные мелодии звучат как в грамзаписи, так и в моём исполнении.

Подбирая в качестве упражнений элементы русского народного танца, учитываю, прежде всего, уровень сложности того или иного элемента для исполнения детьми. В результате дети младшего дошкольного возраста учатся исполнять менее сложные танцевальные движения (покачивания руками из стороны в сторону, притопывания одной ногой, передвижение топающим шагом, «пружинка» на двух ногах,а старшие дошкольники - более сложные элементы: хороводный шаг, «ковырялочка», «молоточки», «моталочка», переменный шаг, кружение на месте с припаданием, кружение в паре под руку с забрасыванием ног назад, «пружинка» на двух ногах с «полочкой» из рук и др.

Стоит отметить, что обучение музыкально - ритмическим движениям я строю в форме игры: придумываю несложный сюжет,рассказ. Например, хороводный шаг «превращаю» в гуляние «по летнему лугу», «скользящий, шаркающий» шаг - в ходьбу «по осенней полянке с упавшими на землю листьями», «топающий шаг» - в прогулку «по первому снегу»,что одновременно развивает детское воображение.

Произведения музыкального фольклора, включённые мною в раздел «Слушание», органично дополняют репертуар, предложенный Программой «От рождения до школы» пол ред. Н. Е. Вераксы. При этом соблюдён принцип учёта возрастных особенностей детей. Так, если в младшем возрасте дети знакомятся с короткими, одночастными мелодиями («Полянка», «Ах, вы, сени», то старшие дошкольники - с несколько продолжительными, двухчастными («Калинка», «Светит месяц», «Камаринская»).Произведения русского народного музыкального творчества, используемые мною в работе с детьми, просты, мелодичны, образны, поэтому дети их быстро запоминают.

Работая с малышами, начинаю с прослушивания произведений контрастного характера: дети знакомятся с весёлой плясовой мелодией и спокойной колыбельной. На начальных встречах слушаем по одному произведению. Знакомя с мелодиями, использую игровую ситуацию: «К нам пришли гости из русской народной сказки: сестрица Алёнушка, братец Иванушка или Лисичка, Медведь, Зайчик. Мы с ними будем играть, а как? - подскажет музыка». Игровой метод облегчает восприятие музыки, поддерживает внимание детей.

В средней группе задания усложняю: «Узнайте, правильно назовите и сравните два различных по характеру музыкальных произведения».

В старшей группе дети учатся определять характер мелодий, а затем выражать свои мысли, обосновывая ответ, подбирая образные выражения, ярко и точно характеризующие прозвучавшую русскую народную музыку.

Знакомясь с произведениями русского музыкального фольклора, дети слушают их в разных вариантах исполнения : на фортепиано или аккордеоне (в моём исполнении) и в грамзаписи, где собраны лучшие образцы игры оркестров русских народных инструментов, ансамблей и солистов - инструменталистов. В этом большую помощь оказывают современные архивы русской народной музыки, представленные на музыкальных сайтах в Интернете («Все для хореографов и танцоров», «Всемирная Команда Музыкантов»).Это даёт возможность не только пробудить в детях интерес к русской народной музыке, но и познакомить ребят с богатой палитрой голосов русских народных инструментов: жалейки, гуслей, гармони, баяна, балалайки, домры, деревянных ложек, бубнов, колокольчиков, свистулек.

Работая со старшими дошкольниками обращаю внимание детей на изобразительность звуков, учу подбирать ассоциации с действиями из русского народного быта: покачивание колыбели, движение мехов гармошки, бег лошади и т. п. При прослушивании музыки использую в качестве наглядности иллюстрации из журналов, детских книг, репродукции картин русских художников.

Как предложено Программой «От рождения до школы», так и в моём перспективном плане продумано знакомство дошкольников не только с инструментальными народными произведениями,но и с русскими народными песнями как в моём исполнении, так и в исполнении солистов - профессионалов и русских народных хоров в грамзаписи (из архивов Интернета).

Дети младшего возраста знакомятся с коротенькими колыбельными песнями, песнями-потешками («Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и др.).

Содержание народных песен, с которыми знакомятся старшие дошкольники, отражают быт, труд русского народа, его традиции, обычаи, чаяния. Дети знакомятся с целым рядом разнохарактерных народных песен. Это песни напевные, задушевные («Прялица», «Тонкая рябина», лёгкие,подвижные («Как на тоненький ледок», «Земелюшка - чернозём», шуточные («Тень-тень», «Сел комарик на дубочек», «Патока с имбирём», задорные, плясовые («Ах, вы, сени», «Вдоль по улице метелица метёт», «Выйду на улицу»).

Однако в более полной мере музыкальные способности детей получают развитие в процессе исполнения ими русских народных песен. Основу фольклорного песенного репертуара составляют произведения детского музыкального фольклора : колыбельные песни, потешки, заклички, календарные песни, игровые и плясовые (хороводные) песни.

Этот репертуар ценен тем, что напевы этих песен в основном состоят из пяти тонов, поэтому они легко запоминаются и исполняются детьми. Кроме этого, интонирование народных песенных мелодий развивает детский голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат каждого ребёнка, вырабатывает хорошее дыхание (как пример здоровьесберегающей технологии, свободное и лёгкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринуждённым, т. е. развивает музыкальные способности детей и подготавливает их к исполнению более сложных произведений песенного фольклора. Воспитание же на материале подлинного народного песенного искусства даёт детям возможность познать богатство национальной культуры (на этом строится патриотическое воспитание, красоту родного языка (нравственное и художественно- эстетическое воспитание), своеобразие национальной мелодики (музыкальное развитие).

Обязательным условием исполнения русской народной песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развиваются воображение и творческие актёрские способности. При этом в инсценировании обязательно участвуют и дети со слабым музыкальным слухом. В роли молодца с балалайкой, девицы с ведёрками, деда, старушки,мухи или комара, петушка, кота, лошадки они будут чувствовать себя уверенно, и качество инценировки песни нисколько не пострадает. Для инсценирования использую элементы русского народного танца, которые знакомы детям. Отдельные элементы соединяю в несложные танцевальные комбинации, и получается целостный танец, для большей красочности которого я использую атрибуты : элементы русского народного костюма (кокошники для девочек и картузы для мальчиков,картонные расписные вёдра, балалайки. Их использование производит яркое впечатление не только на зрителей, но и на самих исполнителей, что повышает уровень эмоционально - выразительного исполнения русской народной песни.

Параллельно с танцами,предложенными Программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, в раздел «Музыкально - ритмические движения» я включила разнообразные русские народные танцы (хороводы и пляски) для детей всех возрастов. При этом использую очень доступные для исполнения детьми танцеваль-ные элементы, что, в свою очередь, нисколько не обременяет дошкольников, а, напротив, развивает их танцевальные способности и одновременно воспитывает у них любовь к русскому танцу.

Вся работа по обучению детей плясовым движениям проводится систематически и последовательно,обязательно под музыкальное сопровождение. До показа какого - то плясового движения я даю детям прослушать плясовую мелодию, затем определяю с ребятами (старшими дошкольниками) её характер, обращаю внимание на отдельные средства музыкальной выразительности в данном произведении для того, чтобы эмоциональное содержание музыки было правильно воспринято каждым ребёнком, а потом выразительно передано в движении. Первичное знакомство детей с элементами плясок происходит во время непосредственной образовательной музыкальной деятельности в зале, где я лично показываю определённое движение полностью. Затем показ (для повторения танцевальных элементов) может осуществлять воспитатель или ребёнок (в группе старшего дошкольного возраста).Далее, я поручаю воспитателю повторить движения с детьми (индивидуально или по подгруппам) в свободное от НОД время в группе.

Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным и ребята свободно переходят от одного движения к другому, я начинаю работу над канвой танца. Пляски состоят из нескольких элементов, объединённых в фигуры. Три - четыре фигуры, связанные между собой сюжетно, и составляют канву танца.

Хоровод - самый доступный и интересный вид русской пляски. Это маленькое театрализованное представление, в котором участники могут проявить не только свои танцевальные, но и певческие достижения. Хороводные песни - не только прекрасный материал для театрализованного действия и хореографии,но и пример высокой художественности напевов и поэтических текстов.

Из сюжетов хороводных песен дети узнают о народном быте, красоте родной природы,особенно в её весеннем цветении («У меня ль во садочке», «Травушка - муравушка», «Во поле берёза стояла» и др.).Участие в хороводном танце даёт возможность ребёнку не только почувствовать себя в роли актёра и танцора, не только прочувствовать красоту окружающего мира,но и воспеть её.

В процессе НОД по музыкальному воспитанию уделяю внимание развитию самостоятельности и танцевального творчества детей. Поэтому систематически предусматриваю такие ситуации, которые побуждают детей проявлять свои знания и способности в творческом поиске. Для малышей это элементарные задания : «Сейчас будет звучать музыка, узнайте её и подвигайтесь так, как она подсказывает». А дети старшего дошкольного возраста уже получают творческое задание : «Приду-майте танец под народную плясовую мелодию». Выполняя такое задание,ребёнок проявляет свою изобретательность и индивидуальность. Предварительный показ движений взрослым здесь исключается: дети придумывают комбинации движений, используя по своему желанию знакомые им танцевальные элементы. Пляски - импровизации развивают детскую инициативу, будят воображение, активизируют творческие способности детей.

Как известно, народная музыка весёлого,задорного характера всегда поднимает настроение,создаёт эмоциональную атмосферу, доставляет много радости детям и, как следствие этого, у детей появляется желание похлопать в ладоши, притопнуть,

т. е. поддержать звучание мелодии шумовым фоном, выражая свои эмоции и положительное отношение к игривой музыке, вторя ритму её мелодии. И здесь как раз уместно предложить ребятам взять в руки детские музыкальные инструменты с неопределённым по высоте звуком (деревянные ложки, погремушки, бубны, колокольчики и т. п.).

«Подыгрывать» предлагаю дошкольникам, начиная со второй младшей группы( 3-4 года).При этом, если малыши передают простую пульсацию звуков, обращая внимание лишь на сильные доли в мелодии, то дети старшего дошкольного возраста уже учатся повторять сложные ритмические рисунки.

Особый интерес со стороны старших дошкольников проявляется к игре на деревянных ложках и бубне. Деревянные ложки привлекают ребят красивой росписью, а бубен - интересной формой.

Обучение игре на ложках и бубне начинаю с прослушивания с детьми русской народной мелодии, под которую будут играть юные музыканты. Чаще всего использую ту или иную мелодию в грамзаписи, где присутствует звучание баяна, балалаек и других инструментов русского народного оркестра.

Сначала ребята знакомятся с мелодией, определяют её характер, обращают внимание на динамику. После этого дети разучивают ритмический рисунок мелодии, вначале прохлопывая, а затем отстукивая его на ложках или бубне. Ритмический рисунок разучиваем в медленном темпе. В ходе данной деятельности дети играют вместе с музыкальным руководителем, наблюдая за его игрой и тем самым закрепляя в памяти приёмы игры и их последовательность.

Последовательность коротких и долгих звуков исполняемой мелодии помогают детям запомнить своеобразные макеты из коротких и длинных полос, прикреплённых в вертикальном положении друг за другом на магнитной доске, вторя ритмическому рисунку звучащей мелодии.

Дети учатся играть по одному и в ансамбле, без музыкального сопровождения и с ним, исполняемым на фортепиано или аккордеоне (исполнение музыкального руководителя, или в грамзаписи (исполнение оркестров и ансамблей русских народных инструментов).

Но не все дети способны долгое время удерживать в руке бубен или две ложки, т. к. мышцы рук ещё не окрепли, и руки быстро устают. Поэтому им даю возможность поиграть на более лё гких инструментах : погремушках, кубиках, колокольчиках, с помощью которых также можно передать ритмический рисунок мелодии. Кроме названных инструментов, использую и другие : треугольники, колотушки, дудочки, свистульки. Дети довольно быстро и с большим желанием осваивают эти инструменты, а затем с огромным удовольствием выступают на фольклорных праздниках и торжественных концертах перед родителями.

Игра на народных инструментах (тех, которые не требуют знания нотной грамоты) под задорные русские народные мелодии («Калинка», «Из - под дуба», «Полянка», «Ах, вы, сени» и др.) не только доставляет ребятам радость, но и расширяет их кругозор, развивает их слух и чувство ритма, учит быть организованными, внимательными (этого требует игра в ансамбле, а также обогащает детей новыми впечатлениями, воспитывает в них гордость за свой народ, уважение к его традициям.

Используя музыкальный фольклор для развития музыкальных способностей дошкольников особое внимание уделяю русским народным играм. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определённым кругом игр. Дети любят играть в «Прятки», «Горелки», разыгрывают целые театральные сценки в играх :«У медведя во бору», «Гуси и волк»,«Коршун». В каждой такой игре есть игровой припев, основная функция которого заключается в организации и сопровождении игрового действия.

Игры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей : развивают устойчивость интонации в пении и умение согласовывать пение с движением. Кроме этого, народные игры характеризуются наличием специальных правил, соблюдение которых должно быть обязательным для всех участников,что воспитывает в детях чувство ответственности. Наличие же в играх юмора, соревновательного задора способствует созданию радостной атмосферы и укрепляет эмоциональные контакты между детьми.

Чтобы сделать игру более привлекательной, я использую красочные атрибуты: корзинки, косынки для девочек, картузы для мальчиков, маски, хвосты (лисий, заячий, меховые рукавицы для передачи образа медведя или другого персонажа по содержанию игры.

Детям очень нравится участвовать в организованных для них фольклорных праздниках. Ведь праздник - это день,объединяющий всех, наполненный радостью и весельем.

Фольклорный праздник, организованный в детском саду, - это, в то же время, один из видов культурно - досуговой деятельности,соединяющий прошлое и настоящее, это большая игра, театрализованное представление, включающее в свою структуру различные жанры музыкального и устного народного творчества: песни, пляски, хороводы, игры с песенными припевами, загадки, считалки, небылицы, потешки.

А если праздник связан с определённым обрядом, - календарные песни, заклички, пословицы, приметы, поговорки, где, получая разнообразные эмоции в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии эмоционального комфорта, дети могут не только приобрести дополнительные знания, умения и навыки, но и проявить свои творческие способности, играя на детских музыкальных инструментах в шумовом оркестре под задорные русские мелодии, участвуя в играх, танцах и инсценировках песен и небылиц.

Программу праздника я составляю так, чтобы в неё можно было вносить изменения. Выбираю из воспитателей ведущего, который должен в процессе праздника умело объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для это он должен уметь быстро реагировать на происходящее, а значит, уметь шутить и,что особенно важно, быть эмоциональным, находчивым, искренним, естественным и жизнерадостным. Желательно, чтобы ведущий обладал хорошей литературной речью. Соведущими могут быть и несколько ребят из старшей группы, что оживит ход праздника.

При оформлении к фольклорному празднику музыкального зала учитываю основные правила оформления. Оно должно:

• отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

развивать детский художественно - эстетический вкус;

• создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям.

Составляя сценарий праздника тоже учитываю ряд правил:

• начало праздника должно быть ярким и торжественным;

развёртывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея, должно развиваться в сторону увеличения эмоционального подъёма;

• ход праздника должен иметь кульминацию, в конце которой, как правило, вручаются

подарки, что всегда усиливает эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты,сохраняя хорошее настроение);

• для исполнения следует брать те соответствующие празднику игры,песни,пляски, которые детям хорошо знакомы и любимы ими;

• продолжительность праздника для младших дошкольников составляет 30 минут, для старших групп - 45 -50 минут.

Кроме этого, я продумываю порядок размещения детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов (появление неожиданного гостя или группы гостей, пригла-шение на сладкое чаепитие), расположение праздничных атрибутов, последовательность и количество аудиозаписей, которые будут звучать на празднике, чтобы не затягивать представление.

Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества, а деятельность в предпраздничные дни (участие в оформлении зала рисунками с народными орнаментами,примерка элементов народных костюмов) и во время праздника формирует художественный вкус и способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми, не только с воспитателями,но и с родителями, принимающими участие в организации и проведении фольклорных праздничных представлений. Участие родителей в празднике помогает полноценной реализации задуманного сценария. Во-первых, своим примером они настраивают детей на музыкальную, поэтическую и игровую деятельность; во-вторых, участие родителей помогает полнее и ярче выразить идею праздника. Так, мамы, объединившись в вокальный ансамбль, могут исполнить русские народные песни, как самостоятельно, так и с детьми. Папы могут поиграть в шумовом оркестре на нетрадиционных шумовых инструментах, которые не доверишь детям (стиральная доска, рубель, коса).Но особенно ценным является выступление дедушек,бабушек или родителей, владеющих игрой на музыкальных русских народных инструментах (баян, гармонь, балалайка и др.).

Кроме этого, огромную помощь могут оказать родители в оформлении зала атрибутами из народного быта (различные чугунки, ухват, крынки для молока, прялка, лавки, самотканые дорожки, старинные рушники, вышитые несколько десятилетий назад,и изготовлении декораций, пошиве костюмов, что сделает праздник ярким, незабываемым для всех.

Завершая всё сказанное выше, можно сделать вывод: музыкально-фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многолетний педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.

Публикации по теме:

Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия музыкального произведения Конспект открытого просмотра образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группе по теме «Применение инновационных технологий,.

Формирование позитивных отношений между старшими дошкольниками в процессе освоения музыкального фольклора народов Урала «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ УРАЛА» Изучение человеческих.

Мастер-класс «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 с. Беловское» Белгородского района Белгородской области Мастер.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта работы «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Искусство актера заключается в речи и в движении тела. И. Гёте Введение Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых.

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада — из опыта работы Кузьмина Татьяна Дмитриевна, музыкальный руководитель Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада - из опыта работы.

Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора Во все времена и величие, и статус России составлял культурный и духовный потенциал страны, а будущее государства всегда зависело от инициативности,.

Воспитательный потенциал музыкального фольклора в формированию основ музыкальной культуры у дошкольников «Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров», - сказал в конце XIX века патриарх духовного возрождения чувашского.

Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Обобщение опыта. Слайд Актуальность В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Практическое применение средств музыкального фольклора в процессе музыкального развития дошкольников»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 16:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД