Папки-передвижки

Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

Бондаренко Руслана Владимировна
Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи в подготовительной группе «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

Тема: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней».

Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости и уважения к защитникам Отечества.

Публикация «Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи „Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней“» размещена в разделах

Задачи:

- Продолжать обобщать и систематизировать представления о том, как люди защищали свою Родину в разные времена. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении.

- Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, булава, копье, щит, меч, лук, стрелы).

- Расширять словарный запас: кольчуга, шлем, палица, колчан, славяне, русичи.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Формировать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду, создавать эмоционально-положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности. Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа:

Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Слушание в грам. записи былин: «Святогор и Илья Муромец», «Никита Кожемяка», «Садко».

Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».

Разучивание стихов о Российской армии, пословиц о Родине.

Материалы:

Мультимедийный проектор с экраном,

Презентация к занятию «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»,

Мольберт,

Мнемосхемы к пословицам о Родине,

Фотоиллюстрации о России (леса, реки, озера, горы, поля, моря,

Музыкальная колонка (мелодия из телепередачи: «Что? Где? Когда,

Картина - пазлы «Три богатыря»,

Иллюстрации из былин (с Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Тугарином Змеевичем,

Карточки с картинками к игре: «Закончи предложение» (военные: самолет, вертолет, подводная лодка, корабль, танк с танкистом, парашют,

Карточки для детей с индивидуальными заданиями (с изображением оружия и одежды русского богатыря и современного солдата,

Карандаши красного и синего цвета на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята с воспитателем встают вкруг, берутся за руки.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в далекое прошлое нашей страны – в Древнерусское государство. (Медленно идем по кругу)

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли! (Остановились)

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Россия)

- Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково… (Россия)

- Произнесите его торжественно (Россия)

- Как еще можно назвать Россию? (Родина. Отчизна. Страна. Родина-Мать. Отечество.)

- Что такое Родина? (Это место где человек родился. Это наш родной город Калининград. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели)

Воспитатель: Обратите внимание на звучание слов: род, родня, родственники, родители, родные места. Все они созвучны со словом Родина. Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля нас кормит и поит.

- Наша Родина Россия – это большая страна, с ее дремучими лесами, полноводными реками и озерами, высокими горами, глубокими морями, безбрежными полями. (Показ иллюстраций)

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие пословицы вы знаете о Родине? Мнемосхемы вам в этом помогут. (На мольберте приготовлены мнемосхемы)

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

- За родной край и жизнь отдай.

- Родина любимая, что мать родимая.

Воспитатель: Как вы думаете, что значит любить свою Родину? (Это значит гордиться своей страной, любить ее, защищать и оберегать; быть достойным гражданином своей страны, своим старанием помогать процветанию и развитию страны, знать историю своего народа)

Воспитатель: Как называлась наша страна раньше? (Русь)

- Как называли себя наши предки? (Славяне, русичи)

- Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

(«Славяне» похоже на слово «слава», славяне – славный народ)

Слайд 2

- Древние Славяне были светловолосые, голубоглазые, крупного телосложения, добрые и гостеприимные, очень храбрые смелые, они любили свою Родину.

Слайд 3

- Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Но в те далекие времена Русь была намного меньше. Со временем государство росло, расширялось, и сейчас Россия - самая большая страна в мире.

- А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? (Ответы детей)

- Зачем их нужно защищать? (Ответы детей)

- На Руси много лесов, рек, животных, растений, полезных ископаемых. Эти богатства издавна привлекали наших врагов – они хотели завладеть нашими землями.

Слайд 4

Слайд 5

В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (степных кочевников Печенегов, Половцев, которые разоряли поселения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Поэтому необходимо защищать нашу Родину.

Слайд 6

Воспитатель: А вы знаете как произошло слово «защитник»? Послушайте, как оно звучит: ЗА-ЩИТ-НИК. В старину не было такого оружия как в современном мире. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, мечей, и копий. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому воинов стали называть защитниками.

Игра: «Что? Где? Когда?»

Слайд 7 (Звучит музыка «Что? Где? Когда?» и на экране появляется сундук)

Воспитатель: Внимание на наш экран. Вопрос:

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

Слайд 8 (Кольчуга)

Слайд 9 Вопрос:

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.

Слайд 10 (Шлем)

Слайд 11 Вопрос:

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же…

Слайд 12 (Меч)

Слайд 13 Вопрос:

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький….

Слайд 14 (Щит)

Слайд 15

Воспитатель: Кому принадлежат эти предметы? (Богатырю)

Слайд 16

Воспитатель: Да, раньше на Руси защитников Родины называли богатырями.

- Какие еще предметы принадлежат богатырю? (Колчан со стрелами, палица, копьё, топор)

Воспитатель: Обратите внимание, что все оружие было очень тяжелым. Каким должен был быть воин, чтобы это все носить? (Очень сильным, крепким и выносливым)

Слайд 17

Воспитатель: Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Назовите имена богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

- На каких конях они сидят? (Добрыня Никитич на белом, Илья Муромец - на вороном, Алеша Попович, на гнедом)

- Почему такие большие и сильные кони под ними? (Если бы кони были маленькими, они не выдержали бы своих богатырей)

- С кем боролись эти герои - богатыри? Показ иллюстраций (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Тугарином Змеевичем)

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

Прямо, дальше и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо-

Получается на славу!

Игра: «Сложи картину «Три богатыря» из пазлов»

Воспитатель: Приглашаю вас к столу сложить картину «Три богатыря» из пазлов. (Пазлы заранее приготовлены на столах. Ребята подходят к столу, собирают пазлы в картину)

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (Картина «Три богатыря»)

Воспитатель: Минули времена былинных богатырей, но русское воинство продолжало расти и крепнуть.

- Мы с вами живем в современном мире, и в наше время у России тоже есть защитники. Кто они? (Это наша Российская Армия)

Слайд 18

Воспитатель: Скажите, какие военные специальности вы знаете? (Артиллеристы, танкисты, моряки, радисты, десантники, пограничники, летчики)

Слайд 19

Воспитатель: Давайте посмотрим на изображение солдата, который защищает Россию в наше время.

- Назовите экипировку современного солдата (форма защитного цвета, каска, спец очки, бронежилет, автомат, берцы)

Слайд 20

Воспитатель: Чем отличается внешний вид современного солдата от древнерусского богатыря? (Изменилась форма воинов, боевая техника, оружие)

- А как вы думаете, что общего у современного солдата и богатыря? (Сила, мужество, любовь к Родине)

- Сейчас о современной армии расскажут наши мальчики – будущие защитники Отечества.

Дети:

1. Я пойду служить танкистом,

Научусь в мишень стрелять!

2. Я пошёл бы в капитаны:

Плавать в реках и морях,

Охранять Россию стану

На военных кораблях.

3. У меня мечта простая:

Покорить бы высоту!

Лётчиком я стать мечтаю,

Но сначала подрасту!

4. А мне нравится пехота:

Каска, пряжка на ремне,

Очень важная работа –

Быть солдатом на земле.

Воспитатель: На нашей планете много разных стран. У каждой страны есть своя армия, в которой служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. В мирное время они проводят учебные сражения на военных полигонах. В армии есть корабли, самолёты, танки, вездеходы. У военных есть разные виды оружия: автоматы, пушки, миномёты, ракетные установки.

Игра: «Закончи предложение»

Воспитатель: Сейчас проверим, как вы знаете боевую технику и тех, кто ею управляет.

(Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают, показывается иллюстрация)

1. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт, Человек им управляет, что же это … (самолёт).

2. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, Отправляется в полёт наш российский … (вертолёт).

3. Под водой железный кит. Днём и ночью он не спит, Днём и ночью под водой охраняет наш покой … (подводная лодка).

4. Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять, И служить не на земле, а на военном … (корабле).

5. Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом управляется … (танкистом).

6. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик, Через несколько минут опустился … (парашют).

Дидактическая игра: «Что кому принадлежит»

Дети садятся за столы. На столах листочки с индивидуальными заданиями.

Воспитатель: Перед вами листочки, на которых изображены предметы. Вам нужно выбрать, какие предметы принадлежат богатырю, соединить красной линией эти предметы и богатыря, а какие предметы принадлежат современному солдату, соединить синей линией эти предметы и солдата.

- Какие предметы вы соединили с богатырем? (Русский богатырь: палица (булава, кольчуга, меч, шлем, копьё, щит)

- Какие предметы вы соединили с современным солдатом? (Современный солдат: граната, карта, пистолет, бронежилет, каска, сапоги (берцы, автомат)

- Какие предметы лишние? (Кастрюля, карандаши)

III. Итоги

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, что…ты, а ты…

- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

- Что запомнилось? (Ответы детей)

Дидактическая игра: «Да или нет»

Воспитатель: А сейчас проверим, насколько вы сегодня были внимательны и как хорошо запомнили все, что я вам рассказывала про богатырей.

Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете только словами: “Да” или “Нет”.

- Наша Родина сильна (да)

- И у нас она одна (да)

- На Руси богатыри есть (да)

- Им всегда хвала и честь (да)

- Илья Муромец герой (да)

- Он был самый молодой (нет)

- Соловья он победил (да)

- Из автомата подстрелил (нет)

- Алеша Попович тоже герой (да)

- Он сильный, смелый и молодой (да)

- Карабаса в бою победил (нет)

- На танках боролись богатыри с врагом (нет)

- Они воевали с мечом и копьем (да)

- Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)

- Он змея сумел победить своей силой (да)

- Гордимся мы нашими богатырями (да)

- Хотим ли мы быть такими же сами (да)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Защитники Отечества»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Защитники Отечества» ЗадачиОбразовательные: Знакомить детей с праздником Днём Защитника Отечества. Продолжать знакомить детей с родами войск; Учить образовывать.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект занятия по познанию окружающего мира «Подснежники» для старшей группыКонспект занятия по познанию окружающего мира «Подснежники» для старшей группы Цель: изготовить объёмную аппликацию "Подснежники" с использованием нетрадиционного материала - ватных дисков. Задачи: - развивать художественный.

Конспект занятия по развитию речи «Мамин праздник. Профессии наших мам» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых.

Конспект занятия по развитию речи «Защитники Отечества» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Защитники Отечества» для старшего дошкольного возраста Цель: Развивать связную речь и обогащать у детей словарный запас по теме «Защитники Отечества». Задачи Образовательные: - Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»
Опубликовано: 25 июля 2023 в 19:06
+68Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД