Оксана Баяшкина
Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный паспорт
образовательной программы для детей дошкольного возраста
(5-6 лет)
Название программы образовательная программа для детей дошкольного возраста
(5-6 лет)
Разработчики программы Баяшкина О. Н. педагог-психолог
Направленность программы Программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.
Публикация «Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Цель программы Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Форма занятий Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.
Адресная аудитория
Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)
Ожидаемые результаты 1. Развитие наглядно-образного мышления.
2. Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.
3. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью.
4. Сформированные умения реагирования на критику, уверенного поведения.
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. Повышение уровня психологической готовности к школе.
7. Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.
1. Пояснительная записка
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений, ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.
В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами : ОНР и дизартрия, нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.
Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)
В последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития и в большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
С обучающимися проводится диагностика психического развития у детей в возрасте 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.
Направленность программы :
программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.
Актуальность программы :
в последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Задачи:
1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.
2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.
• Развитие восприятия цвета, формы и величины,
• развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности,
• эмоционально-волевой сферы,
• координации движений и реализация двигательной активности,
• формирование коммуникативных навыков.
3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.
4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.
Форма занятий:
Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.
Адресная аудитория:
Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)
Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
Организация и содержание деятельности:
Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов (дети 5-6 лет, 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Диагностический блок:
Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).
I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей.
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:
Развитие психических процессов;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Индивидуальные особенности.
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.
Прогнозируемые результаты.
Диагностический и развивающий блок.
К 6 годам ребё нок:
Вступает в контакт со взрослым;
Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;
Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;
Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов;
Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;
Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;
Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
Развивающий блок.
Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.
С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.
Занятия ориентированы:
- на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;
- на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;
- на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.
I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.
II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.
III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.
Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.
Консультативный блок.
Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:
• Работа с родителями.
• Работа с педагогами дополнительного образования.
I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.
- Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).
II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).
- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.
Прогнозируемые результаты.
Консультативный блок.
- Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.
- Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.
- Организация развивающей детско-взрослой общности.
Методический блок.
Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.
Оформление документации:
- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов;
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.
Прогнозируемые результаты.
Методический блок.
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит
Структура занятия:
1. пальчиковая гимнастика;
2. работа по теме;
3. физкультминутка;
4. закрепление пройденного материала;
5. подведение итогов занятия.
Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)
№ занятия Цель занятия Часы
С 1 по 12 занятие Коррекция устойчивости внимания 300 минут (5 часов)
С 13 по 19 занятие Коррекция памяти и воображения 200 минут (3.3 часа)
С 20 по 27 занятие Коррекция логического мышления и воображения 175 минут (2.9 часа)
С 28 по 36 занятие Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей 200 минут (3.3 часа)
Итого:36 занятий 875 минут (14.5 часа)