Папки-передвижки

Конспект занятия с дошкольниками «Грамоте учиться — всегда пригодится. Звук [Г]. Знакомство с буквой Г»

Татьяна Скрягина
Конспект занятия с дошкольниками «Грамоте учиться — всегда пригодится. Звук [Г]. Знакомство с буквой Г»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте

Задачи:

1. Познакомить детей с буквами Г г. Звуки [Г] и [Гь] обозначаются буквой Г.

Публикация «Конспект занятия с дошкольниками „Грамоте учиться — всегда пригодится, Звук [Г], Знакомство с буквой Г“» размещена в разделах

2. Закреплять правильное произношение звука [Г] и [Гь] в речи. Закрепить навык различения звуков Г и Г ’ на слух и произносительною. Способствовать развитию фонематического восприятия. Формировать навык звукового анализа и синтеза.

3. Продолжать развивать фонематический слух, связную речь, слуховое внимание и память. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать у детей внимание и усидчивость, интерес к непосредственной образовательной деятельности.

Материалы и оборудование:

Презентация, игрушка Сова, конверты с предметными картинками со звуком [Г] и [Гь], конверты с гласными буквами, карточки со слогами, фишки синие, зеленые и красные, мячик, счетные палочки по 2 каждому ребенку

Предварительная работа:

Словесная игра «Скажите наоборот», разгадывание загадок.

Краткая аннотация к работе:

Конспект образовательной деятельности составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Использовала различные приемы и методы работы: игровые приемы, репродуктивные, объяснительно-побуждающие, позволяющие в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где ребенок самостоятельно приобретает новые знания и использует различные источники информации, ведет творческий поиск, размышляет. Данный конспект НОД направлен на развитие познавательных способностей у детей и помогает дошкольникам расширить знания о гласных и согласных звуках, позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам, учит детей практически применять полученные знания в изменившейся ситуации. Может быть полезен практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.

1. 1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к выполнению заданий, чтобы увидеть сюрприз.

Дидактическая задачи:

- способствовать формированию положительной мотивации сформировать детскую цель: увидеть сюрприз;

- содействовать формированию у детей веру в достижение цели.

Слайд №2

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришла тетушка Сова из лесной школы, посмотреть, как вы занимаетесь, чему научились и готовы ли вы идти в первый класс.

-Покажем ей, какие мы старательные, умные и дружные ребята?

- Сегодня в лесной школе очень интересные уроки, и она приглашает нас.

Дети включаются в игровую деятельность, актуализируются их представления о лесной школе, ра-Хотите побывать в лесной школе?

-Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.

-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.

- Вот мы и в школе.

- Совушка Сова приготовила для вас сюрприз. Чтобы его получить, нужно старательно выполнять все задания. (Дети закрывают глаза, и выполняют действия по инструкции воспитателя).

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

- актуализировать знание отличия гласных от согласных;

- закреплять умение классифицировать звуки на две группы : гласные и согласные, давать их характеристику;

- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Слайд №3

Задание № 1.

- Чем отличаются буквы и звуки?

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). дети включаются в актуализацию знаний, находят отличия между буквами и звуками.

звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.) дети имеют представление о гласных и согласных звуках

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть, а при произношение согласного звука нам мешают губы, зубы или язык) дети умеют различать гласные и согласные звуки

-Сейчас Маша расскажет вам стихотворение про гласные и согласные звуки.

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-На какие группы делятся согласные? (глухие и звонкие, парные и непарные).

-Какие звуки называются глухими? (согласные звуки, которые состоят только из шума, называются глухими).

-Какие звуки называются звонкими? (звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие). развиваются мыслительные операции

анализ, синтез, сравнение.

Слайд №4

Задание №2 «Поиграй с буквами». - Ребята, чтобы выполнить второе задание, вам нужно разделиться на две разные группы: (команда мальчиков, и команда девочек). умение делиться на две разные команды

Команда девочек покажет и назовет гласные, которые дают мягкость согласным звукам, а команда мальчиков найдет и назовет гласные, которые дают твердость согласным звукам. выполняют задание по инструкции воспитателя. дети распределяю гласные буквы

-Какие гласные указывают на мягкость согласных? я, ю, и, е, ё находят и называют

-Какие гласные указывают на твердость согласных? а, у, ы, э, о

-Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? зелеными фишками

Каким цветом обозначаем на схеме твердые согласные звуки? синими фишками

Каким цветом обозначаем на схеме гласные звуки? красными фишками. дети называют и показывают фишки

Слайд №5

Молодцы ребята. Тетушка Сова очень довольна вашими ответами и приглашает занять свои места. дети проходят за столы, садятся на стульчики.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с звуками Г и Гь и буквой Г, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.

-Ребята, подходите к столам, занимайте места.

Слушайте следующее задание: нужно из двух палочек выложить букву. Выкладывайте. выкладывают из двух счетных палочек буквы

Возникло затруднение: буквы получились разные.

Смогли мы выложить одинаковую букву?

Как же мы узнаем, какую букву нам надо выложить? Что нужно сделать, если вы не знаете?

- Правильно

(Нет)

Спросить у взрослого, воспитателя).

4. Открытие детьми нового знания. Изучение нового материала.

Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы Г.

Слайд № 6

Задание №3

Тетушка Сова предлагает вам отгадать загадки и определить первый звук в отгадках

Красные лапки

Щиплют за пятки

Беги без оглядки. (гуси)

Стоит Антошка

На одной ножке. (гриб)

- Определите первый звук в отгадках.

-Кто догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Дети определяют, что первый звук в этих словах [г].

Слайд №7

Сегодня мы познакомимся со звуком [Г] и [Гь] и научимся его четко произносить.

Слайд №8

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок!

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г.

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.

Теперь вы знаете, как выглядит бука Г, выложите ее из палочек. дети выкладывают из счетных палочек букву Г. дети умеют выкладывать букву и правильно произносит звук Г

Задание № 4 от тетушки Совы:

«Какой звук Г звук Г согласный, потому, что при произношении мешает язык.

- Ребята, кто сможет рассказать какой - Звук [г] – (Какой звук парный? Согласный, парный, звонкий звук, бывает твердый и мягкий).

парный звук К Работа со звуками : Произнесение звука [г]. Характеристика звука [г])

Слайд №9.

-Как мы будем обозначать звук Г на схемах? (твердый звук Г - синим цветом, а мягкий звук Г- зеленым).

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

- формирование опыта узнавания буквы Г;

- развитие умения проводить звуковой анализ слова (определять место звука в слове);

- развитие мелкой моторики и образного мышления;

- развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Задание №5

- Тетушка Сова хочет проверить, как вы умеете на слух определять твердый звук Г и мягкий Гь в слогах. И предлагает вам поиграть в игру «Услышь звук». Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г], поднимите синюю, а звук Гь зеленую фишку.

га, гё, гы, гэ, гю, го, гу, гя, ги, ге. дети работают за столами и показывают фишку определенного цвета (синюю или зеленую)

Задание №6

-Ребята, а сейчас определите, где находятся звуки Г, Гь – в начале, в середине или в конце слова

ГИТАРА, ДРУГ, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ЛУГА, ГРОМ, ГЕНА, ГОРА, КРУГИ.

(гараж, погода, сапоги, грибы, галоша, загар, гуси, глаза, книга, пирог.) дети работают с карточками и показывают объясняют и находят место звука в слове).

- Молодцы, ребята, все задания выполняете правильно. дети убирают карточки

Физкультминутка. выполняют упражнение по тексту

Сова с нами поиграла, теперь просит дальше выполнять ее задания.

Задание №7 от тетушки Совы. (Произнесение звука [г] в словах).

Совушка приглашает поиграть в игру «Скажите наоборот».

- Ребята назовите слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г].

Холодный - ….

Чистый -….

Тихий - ….

Сладкий - ….

Веселый - ….

Молодцы! И здесь хорошо справились с заданием.

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

дети знают слова антонимы на звук[г].

Слайд №11

Задание № 10 Работа со схемами и фишками. Подбор слов к схеме. Развитие внимания, мышления. Дидактическая игра «Какое слово зашифровано».

- Ребята, выполняя следующее занятие тетушки Совы, вам нужно быть особенно внимательными.

- Посмотрите на доску. Какое слово зашифровано? самостоятельная работа у стола.

-Угадайте слово по первым буквам картинок : гриб, лиса, осел, бегемот, утюг, слон. ГЛОБУС. умение находить и называть первый звук в картинках

Молодцы. А теперь давай те выложим схему этого слова (за столами).

Слайд №12

- Кто из вас сможет рассказать, почему он выложил такую схему?

Молодцы ребята, и это задание выполнили правильно.

твердые согласные звуки отмечаем синей фишкой, а гласные красной

Задание №11. Обучение элементам грамоты. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г».

- Попробуем нарисовать ее глазами.

- Чтобы нам запомнить букву «Г», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха. Фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Слайд №13

Что нового узнали на занятии? С каким новым звуком и буквой вы сегодня познакомились?

- Какое задание понравилось больше всего?

-Какое задание показалось самым трудным?

-Тетушка Сова вас благодарит за занятие, очень рада, что вы такие умные, дружные и внимательные ребята. И дарит вам за вашу старательность медали с цифрой 5 – это ваша первая оценка. Спасибо.

-Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Ну - ка встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

И руками махать

Полчаса мы занимались

И немножко баловались.

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

Отвечают на вопросы.

Уточняют, что они были в лесной школе, помогли тетушке Сове выполнить задания и познакомились с буквой Г

Восстанавливается в памяти детей то, что делали, создается ситуация успеха

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Годовой отчет по педагогической деятельности «Учиться всегда пригодится»Годовой отчет по педагогической деятельности «Учиться всегда пригодится» Являясь молодым специалистом МАДОУ «Детский сад «Родничок», работаю с сентября 2017 года, совмещая две должности: педагог ИЗО деятельности.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Сценарий викторины «Грамоте учиться — всегда пригодится»Сценарий викторины «Грамоте учиться — всегда пригодится» Сценарий викторины" Грамоте учиться — всегда пригодится" Цель: обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах. Задачи. Обобщить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с дошкольниками «Грамоте учиться — всегда пригодится. Звук [Г]. Знакомство с буквой Г»
Опубликовано: 1 июля 2021 в 18:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с дошкольниками «Грамоте учиться — всегда пригодится. Звук [Г]. Знакомство с буквой Г»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД