Образовательная ситуация с дошкольниками по теме «Сравнение по длине»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками по теме «Сравнение по длине»

Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа

Название конспекта: «Маша и ее друзья»

Тема: «Сравнение по длине»

Основные цели:

уточнить понимание слов “длинный” и “короткий”, закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексорногоного метода);

закрепить умение определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до 4;

тренировать мыслительные операции анализ сравнения и аналогично, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование:

Демонстрационный: 1 кукла, 2 собаки, 4 ленточки разной длины и цвета;

Раздаточный: полоски разной длины и цвета, 7 матрешек.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о сравнении предметов по длине путем приложения. «Детская цель» - помочь Маше, завязать ее собачкам бантики. Новое знание – сравнение предметов по длине путем приложения. Затруднение ребенка – не могут выбрать длинную ленточку. Причина затруднения - не умеют сравнивать по длине. Способ преодоления затруднения - научились сравнивать предметы по длине путём приложения.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи:

мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

Воспитатель собирает детей возле себя.

- Мы построим ровный круг

Справа друг и слева друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, а у вас есть друзья? (Да)

- А вы любите, когда друзья приходят к вам в гости? (Да)

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришла в гости девочка Маша со своими друзьями: Рексом и Шариком, но она немного грустная, потому что ее любимые собачки потеряли бантики. И Маша просит, что бы вы завязали собачкам новые бантики.

- Поможем Маше завязать новые бантики собачкам? (Да)

- А сможете? (Да)

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

актуализировать знания детей о способе сравнения двух предметов по длине.

Дети подходят к столу где находятся собачки;

Воспитатель:

- Сколько собачек, давайте посчитаем. (Одна собачка, две собачки)

- Сколько ленточек понадобится двум собачкам, чтобы завязать бантик? (Тоже две)

Педагог показывает детям две ленточки - длинную и короткую. Завязывает бант из длинной ленточки Рексу, а Шарику завязать бантик не удается.

Воспитатель:

- Никак не получается! Почему же мы не смогли завязать второй бантик?

В основном, дети отвечают правильно, что ленточка короткая.

- Какая ленточка нужна собачки? (Длинная)

Педагог предлагает детям выбрать для Шарика длинную ленточку.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

закрепить умение определять и называть свойства предметов, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение,развивать речь, воображение, логическое мышление;

Воспитатель: Дети, посмотрите у Маши еще есть две ленточки. Как вы думаете какая из этих ленточек нам подойдет?

- Как правило, дети правильно выбирают длинную ленточку.

- Педагог спрашивает у детей, а как вы узнали, что выбранная вами ленточка длиннее?

Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине.

- Смогли вы мне доказать, что эта ленточка длиннее других? (Нет)

- Как вы думаете, почему?

Педагог выслушивает ответы детей, после чего подводит итог.

- Вы не смогли объяснить, потому что не умеем сравнивать предметы по длине.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

сформировать представление об сравнении предметов по длине нескольких предметов способом приложения, развивать глазомер;

сформировать опыт, самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу как сравнивать ленточки по длине. И как узнать, какая ленточка длиннее?Я, приложу одну ленточку к другой, слева подровняю их края. (воспитатель показывает) Край синей ленточки выступает, значит она длиннее зеленой, а зеленая короче синей.

- Аня, покажи,какая ленточка длиннее. Проведи по ней пальчиком,а ты Костик, покажи, какая ленточка короче. Проведи по ней пальчиком. (воспитатель помогает остальным детям справиться с заданием)

- Молодцы!

- Теперь возьмем коричневую ленточку, приложим ее к зеленой, подровняем края слева и посмотрите какая ленточка короткая, а какая длинная? Дети говорят какая длинная, а какая короткая ленточка.

Педагог фиксирует вывод. Ребята давайте возьмем длинную ленточку и попробуем завязать бантик Шарику.

- Получилось завязать бантик? (Да)

- Да,у нас получилось,потому что мы научились сравнивать ленточки по длине.

Воспитатель:

- Теперь Маша предлагает нам поиграть. -

Физкультминутка:

Поднимает кукла руки

Вверх-вниз,вверх-вниз!

А потом она танцует

Покружились - покружились!

После танца всем ребятам

Поклонились - поклонились!

- Молодцы!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

закрепить умение считать по порядку,развивать воображение;

закрепить способ сравнения по длине приложением,тренировать мыслительные операции анализ и сравнение,умение решать общую задачу парой, развивать внимание, речь;

Воспитатель: Ребята, посмотрите Маша приготовила для нас еще и цветные полосочки. Перед вами цветные полосочки, это как будто дорожки. Как узнать какая дорожка длинее? (Сравнить)

- Правильно. Положите их по длине от самой длинной до самой короткой. Приложите дорожки одну к другой и подровняйте их края слева.

- Какого цвета дорожка длинее? (Красного)

- Проведите по ней пальчиком.

- А какого цвета дорожка короче? (Синего)

- Проведите по ней пальчиком, правой рукой, слева на право,вот так.

Педагог просит обратить внимание детей на матрешек - подружек Маши. Возьмите матрешку в правую руку, пусть матрешка погуляет по дорожкам.

- Какая дорожка длинее? Ведите по ней матрешку.

- А какая дорожка короче? Пусть матрешка по ней пройдет.

- Теперь, ребята, давайте посчитаем сколько у нас дорожек? (Одна, две, три, четыре дорожки)

- Правильно четыре. Вот какие у нас получились красивые, разноцветные дорожки.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха;

Воспитатель: Ребята, скажите, кому мы сегодня помогли? (Маше)

- Чем мы помогли Маше и ее друзьям? (Помогли завязать бантики ее собачкам)

- Получилось завязать бантик? (Да)

- А почему получилось? (Потому что научились сравнивать ленточки по длине)

Педагог хвалит детей и говорит, что теперь Маше с ее собачками пора возвращаться домой.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012 г.

- Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова: Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 л. Методические рекомендации. Часть 2. ФГОС ДО

- использованы ресурсы интернета.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: Старшая группа Тема: Цветы Основные цели: 1).сформировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
  • Учимся считать
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками по теме «Сравнение по длине»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 20:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...