МААМ-картинки

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы

Кристина Григорян
Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Публикация «Образовательный проект „Сенсорное воспитание детей раннего возраста“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В моем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», «С бельевыми прищепками», и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.

Тип проекта : игровой, развивающий

Сроки проекта : январь – апрель 2015 г. (среднесрочный)

Участники проекта : дети, воспитатели, родители I младшей группы.

Актуальность проекта.

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Новизна проекта :

• применение нетрадиционных форм работы с родителями

(игровой практикум для родителей «Путешествие в страну Сенсорику»);

• использование современных образовательных технологий

(здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированные, игровые)

Проблема: развить у детей правильное представление о предметах (величина, форма, цвет) путём познания окружающего мира.

Цель проекта : систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи проекта :

• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;

• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;

• Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста;

• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Гипотеза проекта : если в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов.

Ожидаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей

первой младшей группы.

Условия реализации проекта : создание предметно-развивающей среды, подбор дидактических пособий и игр для сенсорного развития : «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки», «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА :

I этап: информационно-аналитический (подготовительный) :

1. Изучение специализированной литературы;

2. Подбор дидактического материала по сенсорному развитию детей раннего возраста;

3. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

4. Подбор заданий и проведение диагностики;

5. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;

6. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина);

7. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной) :

1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;

3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;

6. Исследовательская деятельность детей.

III этап: заключительный (подведение итогов).

1. Диагностика детей;

2. Проведение заключительного занятия;

3. Самооценка, выводы.

Результаты проекта :

1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

2. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

3. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:

-Мозаика-вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика – пазлы мелкая;

-Лото «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки.

4. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Колеса для машин»;

-«Спрячь игрушку»;

-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету»

-Оборудован дидактический стол.

Продукт проекта : проведение нетрадиционного родительского собрания (игрового практикума для родителей) «Путешествие в страну Сенсорику»

Перспективы развития проекта :

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Литература:

• Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

• Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

• Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;

• Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

• Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;

• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет.»

Публикации по теме:

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 1) Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Вид проекта: психолого.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 2) Часть 1 Январь Познание Дидактическая игра «Подбери перышко». Учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, повторять фразы.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3)Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 3) Часть 1 Часть 2 Март «Угадай-ка». Знакомство со свойствами предметов. «Если покатить кубик и шарик, что покатится? Почему шарик покатился,.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 6)Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 6) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 6 Продолжение «Найди цветок для бабочки» Задачи. Знакомить с названиями основных цветов. Учить детей.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Программа саморазвития «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством конструирования» Цель Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста Cенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов;их форме, цвете,величине,.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы) Проблема сенсорного развития в дошкольной педагогике разрабатывалась такими учеными, как А. А. Нова, А. В. Запорожец, М. Н. Подьяков. Заметный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы
Опубликовано: 9 сентября 2015 в 14:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД