Ольга Локтева
Обследование слоговой структуры слова у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Публикация «Обследование слоговой структуры слова у детей 4–5 лет» размещена в разделах
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
- правильно произносимые слова : мама, дай;
- слова-фрагменты : мако (молоко);
- слова звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие:
би-би;
- абрисы слов : папата (лопата);
- слова, которые совсем не напоминают родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата. Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста. Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние слоговой структуры слова».
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).
Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, и З слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Детям 4 — 5 лет предлагаются различные типы слов : простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4 — 5 согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
Виды работ должны варьироваться:
-назвать предметные картинки;
-повторить слова за логопедом;
-ответить на вопросы (Где подстригают волосы).
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
-повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, папа-па, па-па-па);
-отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Обследование слоговой структуры слова — часть логопедической работы с детьми. Выявление степени нарушения слоговой структуры слова позволяет установить уровень, с которого можно начинать коррекционную работу.
При обследовании ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации АК. Марковой. Виды заданий: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.
Классы, определяющие слоговую структуру слова :
14-й четырехсложные слова со стечениями согласных (аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор);
13-й — четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино);
12-й — двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла);
11-й — односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, танк, флаг);
10-й — трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, избушка);
9-й — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
(автобус, виноград, апельсин);
8-й — трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко);
7-й — трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, ананас, самолет);
6-й — двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, индюк, павлин);
5-й — двухсложные слова со стечением согласных в середине слова
(банка, ветка, письмо);
4-й — двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан);
3-й — односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот); 2-й — трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана);
1-й — двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).
Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Наш опыт показывает, что при организации работы по такой схеме ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания, поэтому сначала целесообразно предлагать ему трудные классы слов, постепенно переходя к легким.
Ход обследования
Беседа:
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут логопеда? Что делает логопед, работая в детском саду?
Отраженное произнесение фразы с многосложными словами :
- Повтори за мной: «Земляника — вкусная ягода».
Самостоятельное составление предложения по сюжетной картинке. Ребенку показывают картинку с аквариумом, где плавают разноцветные рыбки.
- Что нарисовано на картинке?
Произнесение слов различной слоговой сложности по классификации
А. К. Марковой.
14-й класс:
- Назови, что нарисовано на картинке (земляника, магнитофон, экскаватор).
Если ребенок затрудняется, дать инструкцию : «Послушай, повтори».
13-й класс: дидактическая игра «Разрезные картинки». Ребенку предлагают собрать без образца разрезанные под прямым углом на четыре части две картинки (пуговица, пианино). В случае затруднения показать образец.
12-й класс: дидактическая игра «Отгадай загадку» с предъявлением картинок.
Без рук, без топорёнка
Построена избенка.
(Гнездо.)
В земле глубоко сидит,
На небо зеленым
Хвостом глядит.
Из белой — сахар
Можно добыть,
Из красной — борщ
Вкусный сварить.
(Свекла.)
11 -й класс: дидактическая игра «Мишуткины игрушки».
Медвежонок (мягкая игрушка) предлагает ребенку посмотреть игрушки в корзиночке (гном, флаг, гриб, танк)
10-й и 9-й классы: дидактическая игра «Дорожка».
Ребенку предлагают пройти по дорожке и назвать лежащие на ней картинки, игрушки (матрешка, лампочка, избушка, автобус, виноград, апельсин).
8-й класс: дидактическая игра «Что выросло в саду и огороде?»
Ребенку предлагают назвать лежащие на столе овощи и фрукты (редиска, капуста, яблоки).
7-й класс: дидактическая игра «Третий лишний».
Ребенку называют слова : помидор, ананас, самолет. Просят сказать, какой предмет лишний и объяснить, почему.
6-й класс: дидактическая игра «Третий лишний».
Называют слова : альбом, индюк, павлин и просят исключить лишний предмет.
5-й класс: дидактическая игра «Один — много».
Проводится с картинками (банка — банки, ветка — ветки, письмо - письма).
4-й и 2-й классы: дидактическая игра «Чего нет?»
Проводится с картинками (веник, банан, петух). Ребенок называет картинку, ее закрывают и спрашивают: «Чего нет?» (Нет веника, банана, петуха.)
3-й и 1-й классы:
Аналогично проводится работа с картинками: мак, лес кот. (Нет мака, леса, кота.)
Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2-5 сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т. д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.