Папки-передвижки

Обучающий семинар для молодых педагогов «Межпредметные связи — как средство повышения мотивации к обучению»

Семенова Наталья Ивановна
Обучающий семинар для молодых педагогов «Межпредметные связи — как средство повышения мотивации к обучению»

Формы работы: информационное сообщение с элементами практической деятельности.

Категория участников: молодые педагоги ДОУ

Аннотация

Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой государства Российского. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья. «Межпредметные связи – как средство повышения мотивации к обучению», позволяют создать систему работы с детьми, которая способствует выявлению и развитию спортивно-ориентированных детей, приобретению детьми дошкольного возраста таких позитивных социальных ценностей как, здоровый образ жизни, стремление к победе и творчеству.

Публикация «Обучающий семинар для молодых педагогов „Межпредметные связи — как средство повышения мотивации к обучению“» размещена в разделах

Цель: повышение профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросе мотивации детей к обучению через межпредметную связь.

Задачи: - развивать творчество и фантазию молодых педагогов в вопросе выбора форм и методов повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению посредством межпредметных связей; - создать проблемные ситуации, которые позволят выработать вариативные позиции в выборе средств повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению (элементы практической деятельности); - разработать совместно с молодыми педагогами рекомендации по усовершенствованию занятий, повышающих мотивацию к обучению у детей старшего дошкольного возраста, учитывая межпредметные связи.

I. Организационный момент

Приветственное слово с озвучиванием темы обучающего семинара – практикума.

Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны.

А. Дистервег

Актуальность выбранной темы: В настоящее время, в процессе обучения детей дошкольного возраста важную роль играют межпредметные связи. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри образовательных областей, в том числе «физическое развитие». Связь между образовательными областями является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными занятиями, практической деятельности детей. Также эти связи играют важную роль в повышении практической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у детей старшего дошкольного возраста цельного представления о здоровом образе жизни и взаимосвязи с другими образовательными областями («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художетсвенно-эстетическое развитие») и делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает детям дошкольного возраста те знания и умения, которые они приобрели при изучении одной образовательной области, использовать при изучении другой, также дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов в жизни ребенка. Сегодняшняя встреча позволяет раскрыть тему: «Межпредметные связи – как средство повышения мотивации к обучению» с практической точки зрения и получить результат. Предполагаемый результат: повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ в вопросе мотивации детей дошкольного возраста; позитивное принятие семинара как жизненного опыта. Звучит музыка, в аудиторию вносится символ чемпионата мира по футболу (волк «Забивака») Педагогам предлагается разделиться на две команды при помощи жетонов, на которых изображены символы футбола: для теоретиков «свисток», для практиков «футбольный мяч». Далее педагогам дается объяснение сути работы педагогов в команде «теоретиков» (анализ, рассуждение, выводы) и команде «практиков» (практическая деятельность). Далее командам предлагается коммуникативная игра: «ДЕРЖИ МЯЧ» Задания для команд: Команда «практики» : Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч. Команда «теоретики» Игроки встают парами и держать мяч одной рукой каждым игроком в паре. Затем команды делаться впечатлениями и определяются в выборе команды. (Участникам команд предоставлена возможность перейти из одной команды в другую, т. к. подтверждена аксиома: «практиков» больше, чем «теоретиков»).

III. Основная часть

Уважаемые коллеги, сейчас вашему вниманию будет предложен конспект занятия образовательной деятельности «Физическая культура», который включает в себя межпредметные связи, позволяющие повысить мотивацию к обучению детей старшего дошкольного возраста. Вопрос к теоретикам: «Как вы понимаете понятие «межпредметные связи -межпредметные связи - есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Коллеги – «теоретики», вам по итогу нашей встречи необходимо будет попытаться сформулировать алгоритм действий педагога, повышающих мотивацию к обучению детей старшего дошкольного возраста, учитывая межпредметную связь. Коллеги – «практики», вам предоставляется возможность быть участниками практической деятельности, позволяющую нашим «теоритикам» сформулировать алгоритм действий педагога повышающих мотивацию к обучению детей старшего дошкольного возраста. Коллеги, перед вами на столах лежит план ОД, а на экране представлен фрагмент вводной части занятия по организации ОД по физическому развитию для детей 5-6 лет на тему: «Футболисты-новички». https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologicheskaja-karta-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-fizicheskomu-razvitiyu-futbolisty-novichki.html

Задача «теоретиков» просмотрев фрагмент занятия вычленить межпредметные связи;

Задача «практикам» определить формы и методы, использованные педагогом для мотивации детей к обучению. Просмотр видеофрагмента занятия (вводной части) Обмен мнениями с пояснениями руководителя обучающего семинара Резюмируя ваши высказывания, делаем вывод, вводная часть занятия имеет организационный момент, в ходе которого акцент делается на разновидность ходьбы, бега, ОРУ с использованием спортивного инвентаря и информации из области «познавательное развитие» (игра-футбол, область «речевое развитие» (загадка, беседа).

Уважаемые коллеги, переходим к основной части занятия. Задача «теоретиков» просмотрев фрагмент занятия вычленить межпредметные связи; Задача «практикам», часть коллег определяют формы и методы, использованные педагогом для мотивации детей к обучению, а вторую часть приглашаем стать участниками основной части занятия (практическая деятельность).

Практическая деятельность руководителя обучающего семинара с участниками. Обмен мнениями с пояснениями руководителя обучающего семинара ВОПРОС к участникам : «Какие формы и методы применили бы вы в данной части занятия? Обоснуйте?; пояснения руководителя обучающего семинара, о целесообразности выбранных коллегами форм и средств.

Переходим к заключительной части занятия. Задания для команды «практиков» остается прежним, но усложняется для команды «теоретиков». «Теоретики» становятся активными участника заключительной часть занятия (расслабляющие упражнения). Обмен мнениями с пояснениями руководителя обучающего семинара.

Резюмирую нашу заключительную часть занятия, отметим, важность взаимосвязи составных (3)частей занятия, также моментов (упражнения) расслабления, восстановления дыхания, снятия мышечного напряжения и конечно же проследили с вами межпредметную связь.

IV. Заключительная часть

«Рекомендации для молодых педагогов с целью усовершенствования занятий, повышающих мотивацию к обучению у старших дошкольников, учитывая межпредметную связь. (Приложение 2)

Приложение 2

В настоящее время, межпредметные связи способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать воспитаннику в образовательном процессе в одном из направлении образовательной деятельности.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интегрированных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки воспитанников, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

В современных условиях возникает необходимость формирования у дошкольников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе дошкольной образовательной деятельности, затем свободно используются детьми в школе при изучении других предметов и в практической деятельности.

Понятие и классификация межпредметных связей :

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей :

по составу;

по направлению действия;

по способу взаимодействия направляющих элементов.

Роль педагога в организации межпредметных связей.

Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность педагога и ребенка неодинаковы. Воспитатель дает знания детям, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Воспитанник усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания ребенка протекает под руководством педагога, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности.

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей :

I - начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе,

II - основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Для более успешного применения межпредметных связей особые требования применяются и к преподавателю. Поэтому на основе интеграции знаний были выделены две составляющие модели учителя: инвариантная и вариативная.

Инвариантная составляющая (личностная характеристика) отражает уровень информационной культуры учителя вне зависимости от его специальности и включает общеобразовательный, мировоззренческий, психолого-педагогический и технологический компоненты.

Вариативная составляющая (квалификационная характеристика) специфична для конкретной учительской специальности и содержит перечень знаний и умений, отражающих специфику предметной области и особенности частной методики преподавания и способствующих оптимальной реализации межпредметных связей в процессе обучения.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” : “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет :

• снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной ёмкости учебных тем;

• осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности дошкольников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

• формировать познавательные интересы воспитанников средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

• осуществлять творческое сотрудничество между педагогом и ребенком;

• изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Однако эти связи между отдельными предметами имеют свою специфику, которая накладывает отпечаток на преподавание. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать детям целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных во время образовательной деятельности по разным предметам.

Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучающий семинар для молодых педагогов «Межпредметные связи — как средство повышения мотивации к обучению»
Опубликовано: 9 марта 2021 в 23:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД