Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Ольга Микушева
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

«Самое дорогое у человека – это жизнь», – писал Н. А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, ведь к дошкольникам нужен подход особый. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём донести так, чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для малыша, тяжела своими терминами и понятиями [5: 7]. Дошкольников необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в доступных для них формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные и дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.

Обязательным условием для решения основных задач по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является создание правильной предметно-развивающей среды. В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, макет перекрёстка, на котором представлены проспекты, перекрёсток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекрёсток», «Сигналы регулировщика». В группе следует разместить дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки, «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога, «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки». Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструирования. Возможно проведение комплексных занятий [3: 4].

В построении развивающей среды для ознакомления детей с правилами дорожного движения в дошкольном учреждении необходимо использовать принципы, рекомендуемые В. А. Петровским, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой.

Принцип дистанции. Развивающую среду надо спланировать таким образом, чтобы в игровой деятельности у детей была дистанция дальнего и ближнего взаимодействия, а также места уединения.

Принцип активности. Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создаётся таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес. Развивающая среда размещается на стенах, ленточных столах, на полу, на шкафчиках детей (рисунки детей, картинки с изображением знаков дорожного движения). При создании среды учитываются цветовая гамма, освещение помещения, звуковые эффекты. Для размещения развивающей среды помимо групповых комнат используются холлы ДОУ, коридоры, кабинеты специалистов.

Принцип стабильности – динамичности развивающей среды заключается в том, что ребёнок постоянно меняется (его интересы, потребности, следовательно, должна меняться и окружающая его среда. Поэтому необходимо предоставить ребёнку возможность менять развивающую среду в соответствии со своими вкусами, желаниями и настроением. Менять можно фон, обстановку, игрушки. При помощи трансформеров, различных модулей можно менять размер помещения. Стабильность принципа проявляется в постоянной группе детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип в плотную примыкает к предыдущему принципу. Среда должна планироваться таким образом, чтобы дети могли заниматься одновременно каждый своим любимым делом, не мешая друг другу. Иными словами, пространство должно не только позволять ребёнку искать и осваивать истину, но и «уходить» от неё в фантазию. Строить такую среду помогают разные перегородки, ниши.

Принцип эмоциогенности развивающей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Развивающая среда должна давать детям разнообразные, меняющиеся впечатления, при этом должны учитываться и интересы взрослых и других детей. Среда должна вызывать двигательную активность и одновременно гасить её, когда это необходимо. При планировании среды необходимо учитывать то, что у каждого ребёнка должно быть ещё и личное пространство, принадлежащее только этому ребёнку, где ему бывает комфортно.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Этот принцип позволяет детям постигать красоту искусства. Необходимо найти картины разных жанров – изображения транспорта разных веков. Они могут быть представлены и на декоративных тарелках, и в виде красивых коллекционных машин.

Принцип открытости – закрытости. Этот принцип проявляется в том, что родители воспитанников принимают активное участие в образовательном процессе: помогают в создании развивающей среды, принимают участие в занятиях «Мой папа – водитель, инспектор ГИБДД», в организации автобусных экскурсий, праздниках и развлечениях. Закрытость проявляется через формирование таких понятий, как «мои родители, мой дом, моя группа, мой детский сад» [2: 9].

Важнейший принцип обучения детей безопасному поведению на дорогах – связь теории с практикой. Разделение теории и практики может привести к непониманию детьми сути излагаемого материала. Поэтому содержание обучения должно тем или иным способом подкрепляться на практике. Это позволит решать вопрос непрерывности процесса обучения, а также обеспечит переход умения в навыки. Главным этапом в закреплении полученных знаний по пройденным темам являются индивидуальные задания детям с учётом их подготовки, способностей [4: 7].

Большую помощь дошкольным учреждениям в предотвращении детского травматизма призваны оказывать сотрудники ГАИ УВД области, района, города. Их непосредственное участие в игровых, сюжетных и интегрированных формах образовательной деятельности на автоплощадках делает эту деятельность для детей более интересной, и они легче запоминают необходимые правила. Популяризации дорожной азбуки способствуют и выступления сотрудников Госавтоинспекции на родительских собраниях, конференциях [1: 6].

Основной ресурс в обучении ребёнка безопасному поведению на улице – это пример отца и матери. Поэтому для повышения усваиваемости детьми ПДД необходимо проводить определённую работу с родителями. Это могут быть беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные игры с детьми, изготовление атрибутов, родительские собрания. Можно оформить выставки методической и художественной литературы для родителей, папки-передвижки по изучению ПДД. Совместная работа родителей и педагогического коллектива даёт положительные результаты. Необходимо всегда помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых [3: 6].

Литература

1. Беляевскова Г. Д., Мартынова Е. А., Сирченко О. Н., Шамаева Э. Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. – 170 с.

2. Елжова Н. В. ПДД в детском саду. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2013. – 173 с.

3. Петрова К. В. Как научить детей ПДД? – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64 с.

4. Тошева Л. И. Основы безопасности дорожного движения. – М.: Издательство «ВАКО», 2011 – 240 с.

5. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64 с.

Публикации по теме:

Викторина по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Цель: закреплять и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: • повторять правила дорожного.

Досуг по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Закрепить знания о безопасном поведении на улицах и дорогах; • Совершенствовать представление о ПДД и дорожных знаках; • Воспитывать.

Игры с песком и обучение правилам дорожного движенияИгры с песком и обучение правилам дорожного движения Методы работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма совершенствуются и становятся инновационными, интересными. Песок.

Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о.

Консультация для родителей «Обучение правилам дорожного движения в Семье» Соблюдение правила дорожного движения – это лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах! Очень важной проблемой.

Отчёт о проделанной работе по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения в группе В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста на тему «Школа для пешеходов»Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста на тему «Школа для пешеходов» Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста на тему «Школа для пешеходов» Выполнила: воспитатель БДОУ «Детский.

Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста на тему «Школа для пешеходов»Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста на тему «Школа для пешеходов» Оксана Филипенко Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста на тему «Школа для пешеходов» Проект по правилам.

Рабочая программа «Обучение детей правилам дорожного движения» Администрация г. Улан-дэ комитет по образованию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №84 «Снегурочка».

Развлечение по правилам дорожного движения «Приключения Козы в городе» для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Козы в городе». Цель: 1. Уточнить и закрепить правила дорожного движения 2. Закрепить знание детей о дорожных знаках 3. Развивать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Опубликовано: 19 октября 2016 в 09:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конкурсная программа к 23 февраля для мальчиков «Морской бой» в 1–2 классе
«Морской бой» Сценарий конкурсно-развлекательной программы к 23 февраля Участвуют две команды по 10 человек. Капитаны заранее распределили должности...
Педагогическое эссе «Я, и моя профессия — воспитатель»
Я, и моя профессия - воспитатель « Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,...
Значение музыкально-дидактических игр в развитие ребенка дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут...
План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительная к школе группа на...
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА на 2017-2018 уч. г. Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями...
Новогодние витражи
Добрый день! В этом году наши Новогодние витражи изменились. Спасибо огромное за помощь родителям. В ожидании новогоднего чуда, мы решили сделать...