Получи документы

Обучение грамоте дошкольников в творческом объединении «Абвгдейка»

Ирина Лавренова
Обучение грамоте дошкольников в творческом объединении «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы

Результатом обобщения опыта работы, апробации и последующей корректировки является создание в 2009 году программы «Веселая азбука» и рабочей тетради к ней «Моя первая азбука». Содержание программы отбиралось таким образом, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутого в процессе обучения. Представленная работа – это попытка построения авторской педагогической технологии, в которой все действия представлены в определенной последовательности и целостности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Публикация «Обучение грамоте дошкольников в творческом объединении „Абвгдейка“» размещена в разделах

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить и читать, дать доступные дошкольникам первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь обучающихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.

Научить детей 6-летнего возраста читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей данной программы. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов - возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для развития активного восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений и навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым.

Учёт психологических особенностей детей шестилетнего возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте : оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена; использование игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Для реализации содержания программы для детей разработана рабочая тетрадь «Моя первая азбука». В ней в системе подобраны различные творческие задания. В результате совместной деятельности педагога, детей и родителей, в конце учебного года, у каждого получается своя, ни на что не похожая «Азбука».

Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется во всем многообразии (одновременно дошкольники знакомятся с графическим изображением звуков: красный - гласный, синий - твердый согласный, зеленый — мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе обучения - научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква» : звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.

Эти определения понятны дошкольникам, хотя они несколько отличаются от тех, которые даются другими специалистами (звук -членораздельный элемент человеческой произносимой речи, буква - письменный знак звука). ,

Работа по звуко-буквенному анализу проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о звуках и буквах.

Дошкольникам демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву.

Кроме того, имеются задания на соединение, штриховку, что также способствует подготовке руки ребенка к письму.

По мере ознакомления с буквами дошкольники учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Это сложный процесс для детей, но данная методика позволяет сделать его доступным большинству, так как чтению слогов дошкольник учится постепенно, по мере изучения букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет дошкольников от механического чтения.

При ознакомлении со звуками и буквами всегда дается изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале слова, и в середине, и в конце. Это сделано для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) может встречаться только в одном слове и в одном месте. Необходимо помнить о том, что при изолированном произношении согласных нужно научить детей произносить не алфавитное назва-ние букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лук— не «эль»,а [л ], лев - не «эль», а [л` ], что будет способствовать различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет пи-сать без ошибок.

По мере ознакомления с согласными дошкольники учатся читать слоги с изученными буквами и вскоре начинают читать слова из знакомых букв, что делает процесс обучения чтению осмысленным.

С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется прием штриховки различных сюжетных картинок детьми, раскрашивание картинок в рабочей тетради.

Таким образом мы видим, что при обучении грамоте реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности и учёта индивидуальных особенностей детей.

Занятия проводятся с группой детей 5 – 7 лет 2 раза в неделю. Продолжительность обучения – 1год.

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в год - 72 часа

Цель: обучение чтению и развитию связной речи.

Задачи:

• сформировать умение вслушиваться в звучащее слово, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; отработать чёткую артикуляцию звуков;

• познакомить детей с системой звуков и букв русского языка; дать представление о йотированности гласных букв;

• развивать умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры;

• научить различать гласные и согласные звуки и буквы, учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости;

• познакомить детей с понятием ударения, учить ставить ударение в словах;

• сформировать представление о предложении, о том, что предложение состоит из слов и имеет смысл; научить составлять предложение из заданного количества слов;

• научить различать слово, предложение, текст;

• научить детей чтению слогов-слияний, чтению коротких слов с открытым и закрытым слогом;

• развивать мелкую моторику руки, готовить руку ребенка к освоению каллиграфии.

Программа может быть использована в учреждениях дополнительного и дошкольного образования.

Содержание программы

В обучении грамоте выделяется два периода: подготовительный и букварный (основной).

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях – звук (звуковая культура, слова (словарная работа, предложение, связное высказывание.

Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учётом позиционной мены (смягчение и оглушение согласных, редуцирование гласных). Расположение звуков и букв основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке. Это позволяет значительно обогатить лексику и ускорить процесс развития техники чтения.

Вводное занятие(1ч).

Выявление уровня подготовленности детей. Подготовительный период(20ч).

Речь (устная и письменная) – общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове, определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных, слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности, выделение ударных слогов, соотнесение слова со схемой моделью, отражающей его слого-звуковую культуру. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, э, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях, правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период (51 ч).

Обучение чтению.

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных.

Чтение слогов – «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами, элементарное слоговое чтение.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него, их чтение.

Основные требования к знаниям, умениям

и навыкам обучающихся.

Обучающиеся должны знать :

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем).

Обучающиеся должны уметь :

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- читать простые слова, предложения.

Контроль за усвоением учебного материала ведётся в течение учебного года. Уровень освоения учебной программы диагностируется педагогом через беседу с обучающимися, игровые задания, тесты. В начале и в конце года проводится тестирование по Керну-Ирайзеку, делается сравнительный анализ. На каждого ребенка заполняется мониторинговая карта «Освоение образовательной программы» по следующим показателям развития:

Умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;

Определение место звука в слове: в начале, в середине, в конце ;

Различие гласных и согласных звуков;

Умение делить слово на слоги;

Определение заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);

Умение соотносить звук и букву;

Умение проводить звуковой анализ слова;

Понимание и использование в речи терминов «звук» и «буква»;

Умение записывать предложение условными обозначениями;

Развитие графических навыков;

Знание букв русского алфавита;

Элементарное слоговое чтение;

Чтение целыми словами;

Умение понимать прочитанный текст;

Письмо печатными буквами по образцу.

В результате обучения по программе 87% обучающихся демонстрируют высокий и средний уровни освоения программы по данным показателям.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения (2009/10 уч. год, 2011/2012.

Аналитическая справка о результатах мониторинга Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга освоения детьми образовательной программы. Трижды в год в детском саду проводятся.

Автор публикации:
Обучение грамоте дошкольников в творческом объединении «Абвгдейка»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 14:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте дошкольников в творческом объединении «Абвгдейка»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лавренова (УИ 123003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД