МААМ-картинки

Особенности процесса адаптации ребенка в условиях замещающей семьи

Ольга Радзиевская
Особенности процесса адаптации ребенка в условиях замещающей семьи

Проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна на сегодняшний день. Большинство приемных родителей сталкиваются с различными трудностями. Это происходит из-за того, что родители не подготовлены к серьезным переменам, дополнительным трудностям. Ученые выделяют три основных процесса адаптации человека : физиологический, психологический и социальный. Под адаптацией ребенка к новой семье понимают включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Поэтому период адаптации считается важным становлении замещающей семьи.

Публикация «Особенности процесса адаптации ребенка в условиях замещающей семьи» размещена в разделах

Ключевые слова: дети-сироты, приемный ребенок, замещающие родители, замещающая семья, среда семьи, адаптация, этапы адаптации, уровни адаптации, развитие личности, кризис семьи.

The problem of raising orphans and children left without parental care is outdated today. More adoptive parents face various difficulties. The is due to the fact that parents are not prepared for serious changes, additional difficulties. Scientists distinguish three main processes of human adaptation : physiological, psychological and social. By adapting a child to a new family, they understand the family system, their acceptance of the prescribed role, rules and regulations, the formation of attachment to parents and the establishment of effective forms of communication and cooperation. Therefore, the period of adaptation is considered important in the formation of a replacement family.

Key words : orphans, adopted child, foster parents, substitute family, family environment, adaptation, stages of adaptation, adaptation levels, personal development, family crisis.

Проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна на сегодняшний день. Как правило, зачастую дети, попадая из государственного учреждения в замещающую семью, переживают выраженный кризис, сопротивляются изменениям, которые от него требуются в семье. Полноценное развитие личности ребенка в замещающей семье во многом зависит от того, насколько успешно прошел процесс адаптации, чем быстрее и качественнее сформируются новые межличностные семейные отношения. Часто процессу адаптации не уделяют должного внимания и упускают наилучшие моменты для психологического восстановления ребенка, включения его в новую семейную систему.

Одним из важнейших факторов психического развития приемных детей является среда семьи (В. Н. Ослон, И. И. Осипова, Г. В. Семья, И. М. Иванова и др.) Среда семьи включает поведенческую, мотивационную, информационную, эмоционально-психологическую, организационную, пространственно-предметную, гигиеническую и комплементарную составляющие. Исследование Т. И. Шульги и М. А. Антипиной показали, что приемный ребенок, испытывая несформированность или нарушение чувства привязанности, доверие к миру, стремится удовлетворить потребность в близости в замещающей семье. Но, происходит, так что замещающая семья не всегда готова удовлетворить потребности и желания в близости и привязанности, что может послужить причиной дезадаптации или трудной адаптации.

Адаптация – это сложный процесс вхождения ребенка в новую среду с необходимостью постоянного поиска возможного взаимодействия и приспособления каждого участника.

Процесс адаптации в новых условиях замещающей семьи зависит от состояния двух сторон: от жизненного опыта, сильной мотивации, психологических и физических возможностей замещающей семьи, с одной стороны, и отрицательным жизненным опытом, неадекватным воспитанием, слабым физическим и психическим состоянием ребенка-сироты – с другой.

Только двухсторонний процесс изменения – приемного ребенка и принимаемой стороны можно назвать полноценной адаптацией.

Ученые выделяют три уровня адаптации : социальный, психологический и физиологический.

Выделяют следующие этапы адаптации ребенка в замещающей семье : ориентировка, напряжение, отвержение, штиль, депрессия и принятие проблем.

Этап «Ориентировка» - взаимное изучение длится первые два месяца. На этом этапе семья достаточно позитивно оценивает нового члена, склонна видеть ребенка, принятого в семью, как вполне нормального по характеристикам поведения, как агрессивность, страхи, депрессия. В качестве «проблемной зоны» ребенка замещающие родители обычно выделяют недостатки внимания. Сам опекаемый ребенок попадая из обстановки детского дома в семью, переживает выраженный кризис и начинает бессознательно сопротивляться изменениям, которые от него требует среда. Он испытывает радость и тревогу одновременно, становится суетлив, непоседлив, невнимателен и любознателен. Замещающие родители, как правило, на данном этапе совершают ошибки, как вседозволенность, «прощение» негативных поступков, несоблюдение правил семьи.

Этап «Напряжение» - преобладание эмоционального дискомфорта длится от двух до восьми месяцев. Этот этап может протекать по-разному в разных замещающих семьях. Как правило, в семьях начинает расти напряжение и учащается количество обращений за помощью. Поводами могут служить эпизоды воровства в школе или дома. Причинами такого поведения со стороны опекаемого ребенка, является потребность в исключительном внимании взрослого, он добивается его теми способами, которые знает. Замещающие родители подкрепляют негативное поведение опекаемого ребенка жесткой реакцией на него. Применяют к нему те же методы воспитания, что и к кровным детям, сравнивают его, завышают требования.

Семья, не способная «принять» ребенка, начинает сплачиваться, выстраивая барьеры между собой и ребенком, начинается психологическое отвержение ребенка.

На данном этапе, со второго по четвертый месяц в семье у ребенка возможны неожиданные припадки плача, смеха, злобы. Внутренне напряжение и стресс выливается в раскачивания, мастурбацию, нарушения сна. С четвертого по восьмой месяц проявляется непослушание, протесты против правил семьи, истерики, проказничество, оскорбление членов семьи, длительные уходы из дома, преднамеренная порча любимых вещей членов семьи, воровство, ложь, агрессия. Возможны случаи аутоагрессии – нанесение себе физических увечий.

Этап «Отвержение» - преобладание негативного отношения к ребенку или первый кризис «системной перестройки» длится с восьмого по девятый месяц. Внешнее проявление кризиса перестройки – отвержение ребенка. У родителей резко возрастает уровень критики отношению к ребенку, они навешивают на него ярлыки, признают влияние «плохой наследственности», опыта проживания с кровной семьей. Поведение приемного ребенка становится еще более вызывающим, агрессивным, протестным. У замещающих родителей выражено стремление подчинить себе ребенка либо избавится от него. Этот период, в течение которого чаще всего возвращают детей.

Этап «Штиль» - осознание взаимной связи или причастности длится от одиннадцати месяцев до двух лет. После первого года жизни снижается уровень напряженности в семье, проявляются позитивные изменения в отношениях, продолжают улучшаться показатели развития ребенка. Конфликтными становятся отношения подсистеме приемных детей, которые нередко видят друг в друге конкурентов за место в семье. У членов кровной семьи возникает чувство вины перед приемными детьми. Приемные дети на бессознательном уровне идентифицируются с кровными, хотят быть принятыми семьей. Внутри этого этапа наступает время взаимного осознания причастности. У приемных детей проявляются особенности поведения : ревность в детской подсистеме, конкуренция, возможна агрессия к кровным детям. В тоже время: ребенок принимает правила поведения, заведенные в семье; происходят внешние улучшения (прибавляет в весе, улучшается состояние кожи и волос); ребенок становится более уверенным в себе.

Этап «Депрессия» - второй кризис системной перестройки длится от двадцати четырех до тридцати месяцев. В случае недостаточной переработки первого кризиса, к концу второго года «штиль» заканчивается неожиданным «взрывом», который выражается в повышении уровня неудовлетворенности практически во всех областях функционирования семьи. Ребенок начинает оцениваться как еще более агрессивный и асоциальный. Некоторые семьи в этот период могут прекратить свое существование как замещающие.

В это время семья более глубоко осознает проблемы приема и ответственность, связанную с ним. Сложнее всего это кризис осознания проблем переживает мать. У ребенка на данном этапе формируется вторичная привязанность, что приводит к новому всплеску регрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане и упрямстве.

Этап «Принятие проблем» - завершение процесса формирования новой семейной системы. Семья начинает функционировать, как новая система с новой идентичностью. Восприятие семейной ситуации в значительной степени сближается у всех членов семьи, оценка замещающими родителями поведения ребенка становится во многом идентичными, оценки собственного состояния, эмоционального благополучия у всех детей в целом совпадают. Значительно повышается уровень удовлетворенности ребенком своим положением в семье. Они начинают занимать более активные позиции, мать и кровные дети стремятся войти с ними в коалиции. Приемные дети объединяются и образовывают собственные коалиции внутри семьи.

У приемного ребенка на данном этапе продолжает формироваться чувство привязанности. Он переживает этап «отречения» от кровных родителей и становится «борцом» за целостность семьи. Становится похожим на замещающих родителей внешне и по поведению, чувствует сою идентичность с замещающей семьей.

Таким образом, можно сделать выводы:

- адаптация для замещающей семьи – это процесс приспособления, вживания новых членов семьи к новым условиям, приятие нового члена семьи;

- адаптация ребенка к новой семье – включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.

Поэтому период адаптации считается важным становлении замещающей семьи. На процесс адаптации может повлиять множество факторов - мотивы принятия ребенка в семью, наличие/отсутствие отклонений в развитии ребенка, эмоциональная среда семьи и т. д.

Список литературы:

1. Киселева Н. А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях / А. Н. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. - 2014. - №4. - С. 134-138.

2. Ослон В. Н. Основы социальной и психологической помощи замещающей профессиональной семье. М. : Генезис, 2006.

3. Большакова Л. Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье : автореф. дис. канд. псих. наук. Ярославль, 2004

4. Кузьменкова С. Н., Кокоткина Н. В….Адаптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения. Смоленск, 2010

5. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека/ С. И. Розум. – СПб. : Речь, 2006

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Совместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптацииСовместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптации В продолжении консультации для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности процесса адаптации ребенка в условиях замещающей семьи
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 05:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД