МААМ-картинки

Оценка качества образования в дошкольном образовательном учреждении с нарушением опорно-двигательного аппарата

Никитина Ирина Викторовна
Оценка качества образования в дошкольном образовательном учреждении с нарушением опорно-двигательного аппарата

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества современного образования, в том числе и дошкольного. В последние годы в России идет тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения в развитии, поэтому важно предоставить детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) равных условий для получения качественного образования. Среди детей с ОВЗ особую группу составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Публикация «Оценка качества образования в дошкольном образовательном учреждении с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

МДОУ «ЦРР - детский сад № 102» г. Магнитогорска реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Наше дошкольное учреждение посещают дети, имеющие различные двигательные нарушения. Контингент воспитанников неоднороден как в клиническом, так и психолого-педагогическом отношении. Отклонения в двигательном развитии у детей отличаются значительным разнообразием и степенью выраженности: от легких нарушений до более тяжелых. Помимо основного, ортопедического, диагноза наши воспитанники часто имеют ряд сопутствующих заболеваний, что приходится учитывать при организации педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды.

Наиболее распространёнными ортопедическими заболеваниями у обучающихся ДОУ являются плоско-вальгусные стопы, нарушения осанки, вальгусная установка стоп, деформация грудной клетки, кривошея, косолапость, деформации конечностей и т. д. Относительно большую группу составляют дети-инвалиды, в основном, это воспитанники с детским церебральным параличом.

Оценивать качество образования детей с НОДА можно по следующим показателям:

организационное обеспечение;

материально-техническое обеспечение;

организационно-педагогические условия;

программно-методическое обеспечение образовательной деятельности;

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

кадровое обеспечение.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение детей с ОВЗ, в том числе и с НОДА, прежде всего, базируются на нормативно-правовой базе. Создание специальных условий должно обеспечить реализацию образовательных прав.

Материально-технические обеспечение

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечить соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с НОДА, обучающихся в учреждении; обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей к объектам инфраструктуры образовательного учреждения; обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с НОДА В нашем дошкольном учреждении оборудованы спортивный зал, массажный кабинет, музыкальный зал, кабинеты психолога, логопедов и дефектологов. В рамках муниципальной программы «Безбарьерная среда» на территории ДОУ отремонтированы подъездные пути и у центрального входа в здание установлен пандус с поручнями.

Организационно-педагогические условия

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми воспитанниками образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, взаимоотношений в духе сотрудничества, формирование у детей толерантного отношения к сверстникам с тяжелой патологией. В учреждении применяются адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации учебно-воспитательной работы. А также адаптированы имеющиеся и разработаны новые учебные и дидактические материалы для детей с НОДА.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в следующих документах: адаптированной общеобразовательной программе, индивидуальных образовательных маршрутах, коррекционных программах. Данные нормативные документы должны быть направлены на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с НОДА и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа (АООП)— это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программно-методическое обеспечение, являясь одним из условий реализации АООП, ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией АОП, планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности, созданных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата закреплена в Уставе учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Одним из условий успешной реализации практики инклюзивного образования является обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Внутри учреждения организована деятельность специалистов в форме психолого-медико-педагогического консилиума, работа с детьми-инвалидами осуществляется согласно разработанным индивидуальным образовательным маршрутам. Также для родителей и педагогов функционирует консультационный пункт.

Кадровое обеспечение

В штатном расписании учреждения предусмотрены ставки таких специалистов, как педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врач невролог, врач ортопед, массажисты.

Что же касается индивидуально-ориентированных условий для детей с НОДА, то здесь необходимо:

соблюдать ортопедический режим;

осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов в работе с детьми с ОВЗ;

соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима, нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);

осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

оказывать помощь по коррекции нарушенных функций организма;

подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;

предоставлять ребенку возможность передвигаться по учреждению тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;

проводить целенаправленную работу с родителями детей с НОДА, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

привлекать персонал, с целью оказания физической помощи детям при передвижении по Организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.

Таким образом, от показателей оценки качества образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят процессы его социализации, адаптации и интеграции в обществе в целом. Важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием.

Список литературы

1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Мозаика-Синтез, Москва, 2014.

2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : «Академия».

4. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года)/ под науч. ред. Т. В. Машаровой, С. В. Алехиной, И. А. Крестининой; ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014 – 577 с.

5. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования, кандидат педагогических наук Артюшенко Н. П. Научная библиотека диссертаций и авторефератов.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оценка качества образования в дошкольном образовательном учреждении с нарушением опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 17:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД