Нина Баринова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать экологические знания детей дошкольного возраста о весне и перелетных птицах.
Задачи:
Обобщать знания детей о перелётных птицах.
Закрепить умение детей составлять описательные рассказы о птицах.
Развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Учить составлять краткую описательную загадку о птицах.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Перелётные птицы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Учить устанавливать связь между сменой сезона года (весна) и особенностью жизни птиц.
расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые, щебет, орнитолог).
воспитывать любовь к природе и дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке; рассматривание иллюстраций «Перелётные птицы»; чтение художественной литературы; создание коллективной аппликации «Весенний переполох», слушание музыкальных произведений «Голоса птиц».
Материал и оборудование: ИКТ презентация; веер, картинки птиц; карандаш, салфетки; перья.
Ход занятия
Кинесиология - упражнение «Сова» - положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо. Приветствие «Доброе утро»
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Небольшая беседа о весне.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Они летать умеют,
Их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.
Слайд. Внимание на экран
Д/и «Угадай, что за птица»
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:
кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.
Игра «Назови лишнюю птицу» (дети сидят на стульях)
Слайд Внимание на экран
Картинка с изображением птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?
А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).
Меняются картинки несколько раз.
Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)
У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)
Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет)
Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
Упражнение: «Загадки»
Дети выбирают картинку с изображением птицы и загадывают про нее описательную загадку.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – птичка, по лесу летает;
Этот пальчик – цапля, важно он шагает;
Этот пальчик – мальчик, прыгает, как зайчик;
Этот пальчик – мишка, для пчел он злой воришка;
Этот пальчик – этот пальчик мотылек, сел последним на пенек.
Упражнение «Почему птицы летают»
Воспитатель: Давайте проведём эксперимент и определим, почему птицы умеют летать.
Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их. Чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое, где они расположены? (на теле птицы)
А другое называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).
Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
Сделаем вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).
Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
Воспитатель: С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
Покажите на веере, как это происходит.
Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Физкультминутка
Птички летели
Все люди глядели, (взмахивают руками как крыльями)
Птички садились,
Все люди дивились (присели, руки сложили за спиной)
Сели, посидели (делают наклоны головой)
Взвились, полетели
Полетели, полетели, (бегают по кругу, летят)
Песенки запели (руки - в кулачки ко рту, шевелим пальцами)
Рефлексия
Вам понравилось наше занятие? О ком мы сегодня с вами говорили? О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда. С какой профессией познакомились? Молодцы! Вы были внимательными и наблюдательными.