Павлова Татьяна Николаевна
Определение и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Переживание страха интересовало мыслителей с глубокой древности. Уже у Диогена из Синопа (около 400-325 г. г. до н. э.) мы находим рассуждение о различиях между переживаниями актуальной опасности и страха перед будущей опасностью.
Великий врач Ибн-Сена (Авиценна) в своей книге "Книга о душе" подчёркивал, что у человека в отличие от других "живых творений", страх связан не только с непосредственным "восприятием вредных вещей", но и с "предчувствием того, что должно случиться то, что повредит ему. Человек обладает против страха надеждой".
Публикация «Определение и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Б. Спиноза оказал большое влияние на современные представления о тревожности и страхе. Известно изречение Спинозы: "Нет страха бех надежды, нет надежды без страха". Страх для Спинозы- естественное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха, Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности.
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни, страх приобретает социально-опосредованный характер и выражает всё более психологическую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек, на ранних ступенях своего развития, ребёнок первых лет своей жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, их страхи носят тоже реальный характер. Баба-Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами.
Такие психологи, как А. И. Захаров, А. Фромм, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов в своих работах доказывают, что первопричина страхов кроется в семье и воспитании:
- отсутствие теплоты в семейных отношениях;
- многочисленные предостережения, выражение тревог и опасений;
- эмоциональное неприятие ребёнка;
- излишняя строгость родителей того же пола к ребёнку;
- оскорбление ребёнка.
Страх - это неприятное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой. Страх испытывают все дети и часто большинство страхов не связаны с какой-то реальной проблемой. Большинство страхов появляются и исчезают, но многие дети скрывают страхи, чтобы не быть осмеянными. Это особенно опасно для развития личности ребёнка. Преодолеть испуг ребёнок может только с помощью взрослых. Если эта помощь отсутствует, ребёнок становится жертвой страха.
В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема, перестаёт волновать ребёнка, поглощённого своими новыми впечатлениями, с возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, теряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если, упоминание о Бармалее способно вызвать дрожь у детей трёх-четырёх лет, то ребёнок постарше откровенно рассмеётся. Однако, ребёнок постарше может бояться смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Природа не терпит пустоты, и страхи, как форма познания и отражения действительности,наполняют каждый раз жизненное пространство ребёнка, заставляя его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношение окружающих его людей.
Таким образом, страхи детей требуют пристального внимания и серьёзного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного возрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей.