Нина Вороная
Оптимизация коррекционного процесса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения речи различной этиологии у детей-дошкольников требуют оказания им квалифицированной помощи специалиста. Для оказания подобной помощи и организации коррекционной и обучающей работы создаются группы специальной компенсирующей направленности. В этих группах занимаются детки, которым необходимо комплексное развитие речи и профилактика возможных речевых нарушений.
Публикация «Оптимизация коррекционного процесса дошкольников» размещена в разделах
Для этого разрабатываются специальные коррекционные блоки дополняющие образовательную Программу детских дошкольных учреждений с группами компенсирующей направленности. Большая роль в работе с детьми, у которых есть нарушения речи без сомнения принадлежит разработанной Н. В. Нищевой «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Кроме нее существует множество авторских работ и методразработок, пособий, информационно-коммуникационных технологий для работы с разными категориями деток, у которых есть нарушение речевого развития.
Отдельно хочется выделить раздел дидактических игр. Как известно, в дидактической игре главной целью является игровое обучение. То есть, обучающая задача скрыта от ребенка игровой целью. Это и определяет своеобразие и эффективность подобных игр – обучение через игру. И здесь открывается огромный простор для творчества и индивидуального подхода к потребностям и возможностям ребенка. Если предоставить преобладающую роль обучению как игровой составляющей, то игра становится упражнением. Если же акцент переместить на игровую составляющую, то занятие перестает быть «обучением», становится увлекательной игрой по заранее заданному сценарию в рамках определенной дидактической задачи.
Суть дидактической игры заключается в следующем: ребенку предлагается решить какую-либо умственную задачу, которая вызывает у него определенные трудности. Задание дается в форме игры, поэтому воспринимается как практическое, игровое. Такое восприятие задачи повышает умственную активность ребенка и он легче, чем при обычном методе обучения самостоятельно находит ее решение.
В дидактических играх с уклоном на грамматическое содержание деткам с нарушениями речи предлагается решить задачи, которые дают возможность освоить способы словообразования и словоизменения, склонения по числам и падежам, наклонениям, определения грамматической формы и т. п. Понятно, что ни одна дидактическая игра не сможет обыграть все существующие в языке грамматические формы. Так же как ни один набор упражнений не охватит все явления и способы, характерные для речевых оборотов языка. Но эта цель и не ставится. Главное то, что во время дидактической игры у ребенка формируется языковое чутье, отношение к слову, как к лингвистической единице, поисковый подход к грамматике, более полное понимание и осознание языкового пространства.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо использовать для коррекционной работы в группах компенсирующей направленности весь арсенал доступных методов, методик и упражнений. Именно комплексный подход в коррекционной работе, использование игровых методов, информационных технологий и современных технических средств и возможностей позволят оказать действенную и эффективную помощь ребенку с нарушениями речи. Будет способствовать в дальнейшем его полноценной адаптации в социуме, обучению и общению наравне с другими детьми.