МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники»

Анастасия Гусева
Опыт работы «Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники»

Опыт работы

«Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники».

Наблюдая за детьми раннего дошкольного возраста, я обратила внимание, что у многих детей речь невнятная, ограничен словарный запас, есть без речевые дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И меня заинтересовала данная проблема, именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей.

Публикация «Опыт работы „Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники“» размещена в разделах

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития мышления и связной речи младших дошкольников.

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Мнемотехника помогает развивать :

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начала в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания.

Приложение …

Внедрение данной технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:

1 этап.

- Изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми раннего дошкольного возраста.

- Выявление уровня развития связной речи младших дошкольников.

2 этап. Разработка и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей.

3 этап. Результат эффективности использования приемов мнемотехники.

Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые наполнены новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей:

- принцип активности;

- принцип доступности;

- принцип интеграции;

- принцип наглядности.

Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала :

- особенности эмоциональной личности ребенка;

- его индивидуальные социально-психологические особенности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения.

В работе использовались практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.

Работу по развитию связной речи детей приемами мнемотехники строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица (Приложение).

Этапы работы с мнемотаблицей :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

4. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных и повествовательных рассказов, т. к. увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, трава – зеленая, медведь – коричневый.

Новизна данного опыта : Новизна опыта заключается в систематизации работы по взаимодействию воспитателя и родителей с детьми, направленной на развитие мышления и связной речи детей, используя приемы мнемотехники. В ходе работы над опытом осуществляется индивидуальный подход к детям с учетом их особенностей и потребностей.

Степень новизны опыта : Усовершенствование

Цель: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Задачи: Для достижения цели были обозначены задачи:

- развитие связной речи, через составление описательных рассказов с использованием приемов мнемотехники;

- обучение анализу, построению самостоятельных речевых высказываний детей;

- развитие процессов восприятия, внимания, памяти, воображения;

- развитие инициативы, самостоятельности.

Система работы : Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Результативность: Результатом работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось, связная речь у детей улучшилась.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники»
Опубликовано: 10 марта 2020 в 12:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД