Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников»

Терлецкая Наталья
Опыт работы по теме «Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников»

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то,

что думает, а не то, что надо.

Джанни Родари

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Публикация «Опыт работы по теме „Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, тему: «Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности – дошкольников» я выбрала как основную в своей деятельности. Новизна опыта состоит в создании системы работы по активизации речевой деятельности детей посредством театрализованных игр.

Цель моей работы - создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи;

активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес детей;

развивать навыки театрально – исполнительской деятельности;

создать атмосферу творчества.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет делятся на:

игры-драматизации

режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».

Для исполнения роли ребенок должен владеть «выразительностью речи», которая включает в себя:

- вербальные средства– интонация, лексика;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной деятельности. Поэтому, одним из важных этапов работы по развитию речи я выделяю именно работу над её выразительностью.

Для этого я использую знакомые любимые сказки, которые включают в себя всю совокупность средств русского языка, и предоставляю детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это способствует развитию связной речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности также огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Большую роль я отвела организации предметно-развивающей среды. В группе я организовала театральный уголок, обеспечивающий совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. В нём я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей.

Также в работе я использую:

картотеки игр и упражнений

картотека мнемотаблиц

маски

костюмы

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры я уделяю взаимодействию с семьей. Родители дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театральные представления, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые мною, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

В группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним.

Результатом нашей совместной работы стали постановки спектаклей: «Заюшкина избушка», «Под грибом», «Теремок», «Колобок», «Муха - Цокотуха».

Итак, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников»
Опубликовано: 31 января 2022 в 21:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД