Лучший педагог года

Опыт работы «Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники» (2 фото)

Ольга Гончарова
Опыт работы «Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники»

Устное народное творчеством мы всегда используем в различных формах работы с детьми дошкольного возраста. Обратиться к истокам помогает фольклор - ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Сейчас более остро встаёт вопрос восприятия детьми своей культуры и национальной принадлежности. Для нас сейчас важно приобщение детей к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.

Публикация «Опыт работы „Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники“» размещена в разделах

И я задумалась какие методы и приёмы работы могли бы стать наиболее подходящими для изучения малых форм фольклора. Что в моей работе способствовало бы использованию выбора форм наиболее интересных для детей. Опробируя различные варианты пришла к выводу, что наиболее интересным для детей стала мнемотехник, при изучении пословиц и поговорок дошкольниками. Используя эти приёмы, мы приблизились к пониманию и осмыслению детьми сути народной мудрости.

Уважаемые коллеги! Сегодня мне предоставляется возможность поделиться опытом работы по использованию мнемотехники в изучении пословиц и поговорок о Родине.

Мнемо ника (др. -греч. — искусство запоминания, мнемоте хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) : замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.

Полное определение вы можете увидеть на экране.

Дети, применяя графическую аналогию, учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Сначала мы с детьми учились описывать готовую сюжетную картинку, постепенно сводя описательный рассказ к устойчивой фразе- «пословице», учились подбирая в описании однотипные слова и синонимы, пока ответы детей полностью совпадут с текстом пословицы. После этого проговаривали пословицу и сопостовляли с изображением, обсуждали на сколько изображение точно передаёт смысл.

На следующем этапе пробовали изображать пословицы в одном рисунке - "мнемоквадрате", он представлял собой цветное изображение, так как у дошкольников продолжались формироваться сенсорные эталоны и в памяти сохранялись яркие отдельные образы: ёлка-зеленая, солнце-жёлтое и так далее.

После усвоения простых карточек я усложняла задания, предлагая ребенку готовую мнемодорожку (четыре или более картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий)— квадрат. «Прогуливаясь» по ним дети учились составлять простой рассказ в два-три предложения. Затем в процессе обсуждения сводили описание к смыслу пословицы.

Таким образом, систематическая работа с использованием мнемотехники дает свои результаты: дети стали в речи употреблять пословицы и поговрки, так как стали понимать и смысл.. Научившись работать с мнемотаблицами, дети легче стали воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. С помощью таких приёмов легче воспринимается суть пословицы, её значение и даже можно провести аналогию с современным миром. Используя приёмы работы с мнемотехникой у детей сформировалась знаковая символическая функция.

Уважаемые коллеги! А сейчас я вам предлагаю Вам расшифровать пословицу по "мнемодорожке"

1. Пословица : "Рыбам море, птицам небо, а человеку Родина"

Когда воспитанникам стало проще понимать пословицу с помощью иллюстраций, мы усложнили задачу и рисунки заменили схемами.

Попробуем расшифровать вторую пословицу.

2. "Соловей без песни, как человек без Родины".

А теперь я предлагаю вам самим зашифровать пословицу в символы. Приглашаю 4 человека для участия в мастер-классе, Первым двум одна пословица, второй группе другая.

Пословицы на выбор : "Одна у человека мать, одна и Родина"

"Без любви к человеку, нет любви к Родине"

Пока коллеги работают над мнемотаблицами я предлагаю Вам немного поиграть.

Пока идет работа мы играем в игру.

Уважаемые коллеги давайте вместе с вами попробуем собрать пословицы, перед Вами иллюстрации, расскажите, что Вы на них видите? А теперь определим как из иллюстраций подойдет к оконцовке нашей пословице.

Это зашифрованные пословицы, но у каждой из них нет окончания, подберите к каждой из них иллюстрацию, которая могла бы выразить смысл окончания пословицы.

Давайте посмотрим на иллюстрации, что на них изображено.

Я надеюсь, что наши игра усилила у Вас чувство патриотизиа и научила Вас работать в этой технике, я Вам подала пример. Желаю успеха в Вашей работе!

Таким образом мы можем сделать вывод, система мнемотехники значительно помогает понять суть пословиц и поговорок, но и в то же время вы убедились, что достаточно трудно перевести в символы такие абстрактные понятия, которыми наполнены пословицы и поговорки о Родине и патриотизме. Я надеюсь, что мнемотехика поможет Вам приобщить детей к устному народному творчеству. Используя приёмы мнемотехники вы научите воспитанников мыслить образами и нестандартно, желаем успехов.

Опыт работы «Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники»
Фото «Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Знакомство с пословицами о Родине посредством мнемотехники»
Опубликовано: 16 января 2023 в 20:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД