Вайнер Юлия
Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно– экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников
Вайнер Юлия Вячеславовна
МДОУ «ЦРР д/с №136»
Дошкольный возраст - очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»). Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеется необходимость в вербальном оформлении деятельности. В нашем детском саду уделяется особое внимание экспериментированию, как средству развития познавательной активности дошкольников. В дошкольном учреждении, разработана система организованной образовательной деятельности на основе экспериментирования. Экспериментирование, таким образом, носит не формальный, ситуативный характер, а возведено в систему и является основой детского творчества К сожалению, методические основы процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования недостаточно разработаны. Поэтому педагогам ДОУ пришлось теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность использования экспериментирования для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (на примере занятий по окружающему миру).
Публикация «Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Приводим примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках занятий.
Сентябрь: «Свойства воды», «Воздух в стакане»
Октябрь: «Свойства и качества предметов: полиэтилен, ткань, бумага» «Сравни» «Копирка»
Ноябрь: «Пуговица ходит» «Пристегни»
Декабрь: «Из чего сделаны предметы», «Свойства материалов», «Свойства магнита»
Январь: «Домашние животные», «Почему кошка языком чистит себе шерстку»
Февраль: «Наша Армия», «Парашют из бумаги»
Март: «Предметы, обеспечивающие человеку комфорт», «Веер» «Сортировка»
Апрель: «Птицы», «Как маскируются птицы?», «Птицы плавают в воде»
Май: «Экспериментальная деятельность на прогулке», «След», «Как расселяются растения?», «Солнечный луч»
Основными задачами нашей работы являлись:
- Учет познавательных интересов детей
- Создание проблемно-поисковых ситуаций
- Постепенное усложнение материала
- Стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности
- Создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации
- Организация образовательного процесса на наглядно-образной основе.
В учреждении во всех возрастных группах созданы «зоны экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; мини лаборатории, приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы. Чтобы опытно- экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий:
- Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома.
- Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана.
- Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы.
- Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт.
- При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.
Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую надо решить
2. Предлагает различные варианты ее решения
3. Проверяет эти решения
4. Делает выводы
При соблюдении всех этих условий, в подготовительной к школе группе, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам. Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытно экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики.
Список литературы:
1. Кончина О. А., Свирская Л. В. 1995 //Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет. / Новгород, - 215 с.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. 2005. Старший дошкольный возраст // Детское экспериментирование/. М. : Педагогическое общество России, -80 с.
3. Новоселова С. Л. 2001. Игра - экспериментирование как детская самодеятельность // - методический и научно педагогический журнал. - Приложение № 4, С 86-93.
4. Поддьяков А. Н. 1991. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии/ - №4. - с. 29-34.